Листая шахматные журналы 80-90-х годов. Эд. Розенталис

64-Ш.О. №18, сентябрь 1989

От ред. belisrael

В центре Михаил Росицан. Каунас, весна 1990

Если посмотреть на итоговые результаты, то можно увидеть среди участников братьев Бориса и Михаила Росицана. Михаил, бизнесмен из Вильнюса, на конгрессе “Маккаби” СССР, состоявшемся на Хануку в декабре 1989 года в Ленинграде, был избран Первым президентом “Маккаби”. А в начале весны 1990-го в Каунасе состоялась организационная встреча маккабистов, приехавших из нескольких республик, а также турнир по мини-футболу. Мне запомнилось то мероприятие, поскольку на нем присутствовал. К сожалению, сохранилось лишь одно фото.  Был бы рад получить снимки от участников из Литвы, Питера, Тбилиси, Казани и др. городов, а также воспоминания о том времени.

Осенью 1999 братья создали элитный ROSITSAN & MACCABI Chess Club.

Я решил отыскать материалы о 13-й Маккабиаде в израильском шахматном журнале.

 

Илан Манор (Ilan Manor) / אילן מנור

 Ilan Manor (26 октября 1969), гроссмейтер с 1997, в составе сборной Израиля участник 28-й Олимпиады, проходившей в Салоники, Греция (1988) и 9-го командного чемпионата Европы в Хайфе (1989) оставил шахматы и стал психологом.

Ронен Лев (Ronen Lev), снимок 1988 г. / רונן לב

Эран Лисс (Eran Lis) / ערן ליס

Занявший 2-е место Ronen Lev (род. 22 сентября 1968, гроссмейстер (1994)). В составе сборной Израиля участник 28-й Олимпиады, проходившей в Салоники, Греция (1988) и 9-го командного чемпионата Европы в Хайфе (1989), также как входивший в сборную на  европейском чемпионате в Хайфе, а затем и чемпион Израиля 1998 Eran Lis (род. 2 июля 1975), а в 1988 чемпион мира до 14 лет, ушли из шахмат и стали адвокатами,

а еще один участник 13-й Маккабиады, Dan Zoler / דן זולר (род. 19 января 1974, гросс. с 2011) – семейный врач.

В поисках информации о Дане Золере обнаружил:

Aug 19-09 GrahamClayton:  (пер. с англ.) Дан Золер стал участником одного из самых печальных инцидентов в истории шахмат во время игры на Открытом чемпионате Акрополя в 2009 года в Афинах. Золер играл черными против греческого игрока Николаса Карапаноса, и после 35-го хода черных была достигнута следующая позиция:

Обдумывая лучший способ закончить игру, Карапанос умер от сердечного приступа. Золер, врач по профессии, пытался оживить Карапаноса, но безуспешно. Из уважения к своему сопернику Золер отказался от игры и выбыл из турнира.

Aug 19-09 grizopoulos Я хотел бы оставить комментарий, в котором выражаю глубочайшее уважение, почести и восхищение господином ДАНОМ ЗОЛЕРОМ Международного мастера из Израиля. Прежде всего, примите мои извинения за плохой английский. Я приехал из Греции, и я «скромный» кандидат в мастера, так что не очень-то шахматист. Около недели назад в Халкиде, Греция, стартовал международный турнир Acropolis International. В первом раунде мистеру Золеру противостоял покойный (да благословит его Бог) 42-летний НИКОС КАРАПАНОС из Греции, игрок мастерской силы (около 2200, я думаю), который – вопреки ожиданиям – отлично проявил себя на доске и был готов сыграть решающую и выигравшую игру R: f7 +, когда у него случился сердечный приступ и, к сожалению, позже он скончался. Г-н Золер, который также был врачом, сразу же поделился своими профессиональными знаниями во время процедуры первой помощи, отчаянно пытаясь помочь бедному Никосу до прибытия скорой помощи, а также сопровождал его в ближайшую больницу, предлагая свою (увы, тщетную) помощь. После трагического финиша он сам объявил победителем Никоса Карапаноса (несмотря на первоначальные заявления арбитра, который соблюдал шахматные правила), а также – очевидно шокированный – снялся с турнира. Этот инцидент широко освещался греческой шахматной прессой и электронными блогами, но ничего – по крайней мере, я смог найти – не было упомянуто ни на нашем любимом сайте chessgames.com, ни где-либо еще на международном уровне. По моему мнению, подобные действия мистера Золера, полные достоинства, человеческой чувствительности и истинного уважения к сути шахмат как части нашей повседневной жизни, заслуживают высокой похвалы и являются ярким примером для подражания. Ведь он наиболее убедительно и чутко продемонстрировал, что шахматы – это не только рейтинги, турнирные денежные призы и т. д. и я должен сказать, что, к сожалению, в наши дни он один из немногих, кто действительно соответствует девизу ’’ ’GENS UNA SUMUS’ ’. Я действительно думаю, что FIDE, Греческая шахматная федерация и другие органы власти, возможно, должны воздать ему должное за его действия. Но, по крайней мере, дайте ему понять, что его всегда будут помнить и чтить в наших сердцах за его человечность как истинного великого победителя этого турнира. Все шахматисты – включая меня, конечно, – хотели бы сыграть в определенных партиях а-ля Таль или а-ля Капа. С этого момента я бы поблагодарил бога, если бы смог сыграть а-ля Золер!
P.S. Я не присутствовал на трагической стадии, но вся информация предоставлена ​​100% надежными источниками, включая ближайших игроков и арбитров. Chessgames.com также должен упомянуть кое-что, как мне кажется. С уважением, Г. Ризопулос (Греция)

***

Эдуардас РОЗЕНТАЛИС: «СЕЙЧАС ВСЕ ОПРЕДЕЛЯЮТ ФИНАНСЫ…»

– Как изменилась ваша жизнь после развала Союза?

— Лично моя — только улучшилась, я теперь ни от кого не завишу, могу сам выбирать себе турниры.

Раньше с этим были сложности? 

 Было понятие «распределения, когда чиновники решали, куда тебе ехать. А кроме того, возникало много неприятной возни с оформлением документов. Сейчас с этим намного проще…

И зарабатывать стали больше?

– Может быть, и нет, но деньги в советском обществе не имели того веса, что сейчас: на них почти нечего было покупать. Я стал чувствовать себя намного свободее.

В каком положении находятся сейчас литовские шахматы?

– В таком же, как и все остальное: государственная поддержка кончилась, спонсорская еще не совсем созрела в силу экономических условий.

С одной стороны, мы потеряли хорошо разработанную систему соревнований, что в первую очередь сказывается на детях, которые все же постоянно куда-то ездили. С другой — то, о чем я уже говорил. Стало больше свободы, но не каждый может ею воспользоваться.

А детям спонсоры помогают?

— Пока эту помощь нельзя назвать систематической. Детская шахматная школа в Вильнюсе все же существует, имеет государственную поддержку, но с выездами уже есть проблемы. Время от времени кто-то помогает.

В те, еще советские, годы ваша фамилия постоянно мелькала» среди участников серьезных турниров, рядом со знаменитыми гроссмейстерами. А теперь это, к сожалению, большая редкость. Вы теперь выбираете сугубо коммерческие турниры?

– Я не был в России три года, чаще езжу на Запад. Играл уже на одной Олимпиаде, на командном первенстве Европы; благодаря этому удалось встретиться даже с первыми шахматистами мира, что раньше было немыслимо. С людьми класса Иванчука и Гельфанда я играл лишь в пору их юности или на командных первенствах — так что сейчас у меня таких возможностей даже больше…

В свое время (не знаю, как сейчас) у вас был рейтинг за 2600. Чтобы поддерживать такой уровень, нужно постоянно играть с очень сильными противниками.

– Чаще всего, как я уже говорил, встречаюсь с ними именно на командных соревнованиях. Кроме того, как и многие гроссмейстеры, я выступаю в бундеслиге.

Три года я играл за клуб города Кобленца — на второй доске, после М.Гуревича, Но в прошлом году он (клуб) вылетел из высшей лиги, и я перешел в другой, во Фрайбурге, где снова играю на второй — после Гаврикова.

Бывшего вильнюсского гроссмейстера? Разве он играет сильнее вас?

– Видите ли, он уже не первый год играет за этот клуб. В прошлом году Виктор показал там очень высокий результат, и, может быть, сейчас его коэффициент не ниже моего. К тому же меня такие вопросы никогда не интересовали. Я считал, что если мы играем за команду, то незачем специально требовать какую-то доску — относился к этому достаточно спокойно.

Там мне приходится играть с разными шахматистами — от простых немецких мастеров до гроссмейстеров первого эшелона, в прошлом году я сыграл, например, с Крамником и Карповым.

И все-таки ощущение деквалификации у вас не возникает?

— Может быть, иногда не хватает какого-то «жесткого» турнира, каким была высшая или даже первая лига первенства страны. И тем не менее во всем есть свои плюсы и минусы. Жалеть мне не о чем.

Имеете ли вы постоянного тренеpa?

— Есть помощник – но он больше выступает как менеджер. Трудно гроссмейстеру иметь тренера. Бывает, два гроссмейстера работают в паре, но у меня и этого нет.

В общем и целом вы удовлетворены жизнью?

– Да

Теперь позвольте пару вопросов о команде. Неожиданно для многих она идет впереди (на момент взятия интервью – А.П.), хотя состав не очень громкий…

— У нас три гроссмейстера – кроме меня, еще Малишаускас и Квейнис, Довольно опытные и сильные. А также очень приличные мастера Ружяле и Шульскис, которым по силам в ближайшее время покорить гроссмейстерский рубеж.

Вы ощущаете себя командой?

– Пожалуй, да. Отношения в команде хорошие, и это важно.

— Проходят ли в Литве какие-то сборы для шахматистов высшей квалификации?

— К сожалению, сейчас все определяют финансы, и организовать это очень тяжело. Бывает, вместе собираемся, что-нибудь смотрим, но очень редко – в основном каждый сам по себе.

Не существует ли в Литве проблемы инородцев»? В Латвии, говорят, даже Широву не дают гражданства.

— В Литве ничего подобного нет. Был избран «нулевой» вариант — каждый, кто хотел, мог заявить и получить паспорт. Можно было определиться в течение двух лет, и даже без всякого экзамена на знание языка… «Соседи» поступают, конечно, слишком жестко.

А вы знаете литовский?

— Конечно, знаю. Живя в стране, нужно знать ее язык. Правда, не все это понимают.

Вы всю жизнь прожили в Литве?

– Да, кроме одного года в Москве, когда был в спортивном интернате.

Скажите, пожалуйста, несколько слов об организации Олимпиады.

— Я понимаю, что за такой короткий срок очень трудно все устроить, но организовано тем не менее неплохо. Может быть, нарекания вызовут только два аспекта.

Инвентарь…

— Как раз инвентарь в порядке. Первое — все-таки информационное обеспечение несколько недостаточно, кстати, и от журналистов я это же слышал. И второе. Я понимаю, о безопасности думать, конечно, необходимо, но она иногда бывает чересчур навязчива.

Это и вас коснулось?

— Однажды меня не пускали на сцену во время матча: охранник долго мне объяснял, что сегодня я не играю… А в целом все нормально.

Вы, вероятно, слышали историю о том, почему на Олимпиаде нет Карпова, Что вы думаете о новом витке противостояния Каспаров — Карпов?

— Мне не нравится эта война, подключение политики к шахматам. Я не видел, скажем, теледебаты, но сама по себе идея теледебатов двух шахматистов кажется мне по большому счету губительной, хотя призвана, наверное, подогревать интерес к шахматам. Оба великих шахматиста перегибают палку в этой войне.

Беседу вел Андрей ПАНЕЯХ.

64-Ш.О. № 1-2, январь 1995

PS.

Эд. Розенталис был одним из почти сотни участников международного шахматного фестиваля в январе 1993 в израильской Нетании, закончившегося скандалом, имевшем тяжелые, а для кого-то и трагические последствия. Расследование случившегося в скором времени. Буду благодарен за присланные воспоминания, таблицу и фотографии.

Опубликовано 17.04.2021  23:53 

Дополнено 25.04.2021  23:07