О популярных песнях на иврите и исполнителях (2)

 


иват а-Тахмошет — Арсенальный холм
20 января 2009 Беня Зильбер


Песня рассказывает об изнурительном и кровопролитном бое за Полицейскую академию, построенную во времена британского мандата на севере Иерусалима, на Гиват а-Тахмошет — Арсенальном холме.
В 1948 году, во время Войны за независимость, арабский легион удержал несколько участков в северной части Иерусалима. На горе Скопус остался небольшой еврейский анклав. От израильской части Иерусалима анклав был отрезан прекрасно защищенной иорданской позицией на Гиват а-Тахмошет.
6 июня 1967 года, во время Шестидневной войны, израильские десантники из 55 парашютного полка Моты Гура были направлены на штурм Гиват а-Тахмошет, однако получили неверную развединформацию, сильно преуменьшившую силы иорданцев. Вступив в жестокий бой, израильтяне все же заняли холм, что позволило вскоре освободить Старый город. В бою за Арсенальный холм погибли 37 десантников…
читать дальше »

Арик Айнштайн, я, ты, и весь мир

23 января 2009 Беня Зильбер

Можем ли мы изменить мир? Лё мешане — не важно — давай попробуем. Музыка Мики Гавриелова, слова Арика Айнштайна.


читать дальше »

Шломо Арци. «Анахну лё црихим» — «Ничего не нужно».

27 января 2009 Беня Зильбер

У красивой песни «Анахну лё црихим» — «Ничего не нужно» — странная судьба. Она становится популярной в самые тяжелые для страны дни.

 читать дальше »

Хава Альберштейн. Пусть так и будет

30 января 2009 Беня Зильбер

Хава Альберштейн. Красавица, умница. Великая дива израильской музыки. Женщина с гитарой. «Ее голос имеет не только цвет, но, похоже, и фактуру, как будто он состоит из множества голосов…» — пишет Гаарец в 2008 году.
На видео — выступление Хавы на базе ЦАХАЛ сразу после Войны Судного дня. Хава исполняет песню Наоми Шемер «Лу йеhи» — «Пусть так и будет» — ивритский парафраз знаменитой песни The Beatles.


 читать дальше »

«Дама в черном»

3 февраля 2009 Кира Сапгир

«Жил-был черный рояль» — так назвала свою книгу Барбара, культовая певица, с чьей кончиной в 1997 году завершился целый период французской песни, начатый Эдит Пиаф… Ее неоконченные воспоминания, впервые опубликованные пять лет назад издательством «Файяр» (Fayard), переизданы там же в начале 2009 года.

Скоротаем на ностальгической ноте быстротекущее время в L’Ecluse («Шлюз»). Сегодня это просто забегаловка — а ведь некогда было прославленное кабаре, где с 1949 года кипела жизнь, как и в десятках других левобережных театриков и кафе, народившихся в Париже после войны, точно грибы после дождя. В этом полуподвале на набережной Гранд-Огюстен в доме № 15 толпились писатели, танцоры, актеры, студенты соседней Школы Изящных Искусств. Там с 1959-го по 1964 год включительно, «лишь только вечер затеплится синий», на тесную сцену выплывал силуэт, словно сотканный из света и тьмы: темное платье, волосы, глаза, лебединая шея, тень длинных ресниц…

Она пела — и голос, не похожий на другие, странно взмывал на верхах. В этих песнях были меланхолия, грусть и мольба о любви, всегда обращенная к тем, кто пришел слушать Барбару — таким сценическим псевдонимом сменила «Дама в черном» свое настоящее имя — Моник Серф (Monique Serf).


 читать дальше »

Еще одна военная песня

6 февраля 2009 Беня Зильбер

Слова песни «Ма аварэх» полны горечи. Ангел благословляет новорожденного мальчика всем, о чем можно мечтать: и нежностью, и мужеством, и мудростью, и благородством — всем, кроме долгой жизни.
Поэтесса Рахель Шапира написала ее сразу после Шестидневной войны в память о погибших одноклассниках.
Автор музыки — Яир Розенблюм. Исполнил ансамбль ВМФ ЦАХАЛ, солистка Ривка Зохар.


 читать дальше »

Меир Хар-Цион и Красная Скала

10 февраля 2009 Беня Зильбер

Юный кибуцник Меир Хар-Цион с младшей сестрой Шошаной шли в Галилею, к истокам Иордана. Вперед их вели любопытство и дерзость. В Израиле уже не было мест, где бы они не побывали. Чтобы не делать большой крюк, пошли напрямик — через Сирию. Там их и задержали.
Было это в 1952 году. Около месяца путешественники провели в тюрьмах Кунейтры и Дамаска. Свобода пришла после вмешательства ООН и Красного Креста — Меира и Шошану поменяли на троих сирийских офицеров.
В следующем, 1953 году неугомонный Хар-Цион, уже боец легендарного шароновского «отряда 101», с подругой Рахелью Савораи сходил в Петру — таинственную столицу набатейского царства, к Красной скале — мимо постов арабских легионеров, мимо бедуинских кочевников, которые ненавидели израильтян, — и вернулся. Путешественникам пришлось преодолеть убийственный Негев и 70-метровые склоны Вади Муса. Вместо запланированных двух суток переход занял четыре ночи и три дня.
Как оказалось, друзья положили начало рыцарской традиции, просуществовавшей в израильской армии многие годы. Они побывали у Красной скалы и вернулись живыми…
Начались походы в Петру — сначала бойцов сто первого отряда, а затем десантников. Это было похоже на повальное безумие.
Легионеры, узнавшие о странном ритуале израильских парашютистов, стали устраивать засады — через четыре месяца в Иордании пропали пятеро израильтян. Их расстреляли в полицейском участке деревни Бар Мадкур. Но другим — точное их количество неизвестно — удавалось дойти до Петры и благополучно вернуться.
Те, кто побывал у Красной Скалы, как бы вступали в «рыцарский орден». На них смотрели как на титанов, для которых не существует невозможного. Они стали легендой армии, легендой Израиля.
В 1955-м поэт Хаим Шеффер и композитор Йонатан Зарай написали песню «А-села а-адом» — «Красная скала». Ее спел Арик Лави.


 читать дальше »

«Синий платок»

13 февраля 2009 Беня Зильбер

Кажется, что в России эту мелодию знают все, — и в Израиле тоже.


 читать дальше »

Арик Айнштайн, Мики Гавриелов. «Са леат»

20 февраля 2009 Беня Зильбер

Странная песенка. Два приятеля катятся куда-то на машине в грозу: один болтает без умолку, другой думает о своем. Погода и футбол, насморк и девчонки, обо всем — только бы не молчать. Дорожная песня, в Киргизии акыны такое поют… На свои места все становится в последнем куплете: мы узнаем, что герои песни — солдаты-резервисты, и едут они в тревожную Газу.


 читать дальше »