Что нам стоит?.. (В. Р.)

Год назад впервые заинтересовался личностью топ-менеджера объединенно-эмиратской корпорации «Еmaar Properties» Мохамеда Али Алаббара (иногда пишут «Аль-Аббара») и его визитами в Минск. Оказалось их как минимум пять: первый — осенью 2019 г., второй — осенью 2020 г. (тогда влиятельный араб наведывался в качестве председателя совета директоров указанной фирмы)… Затем, в декабре, произошло его «понижение»; в феврале 2021 г., в конце июня 2021 г. и в начале июня 2022 г. Мохамед приезжал к нам уже в ипостаси исполнительного, или управляющего директора (managing director) «Еmaar». Несколько раз он беседовал с «белорусским лидером». Что (не) удивительно, пресс-служба Лукашенко изменение в статусе Алаббара заметила не сразу (см. здесь), а «Белта» с «Рэспублікай» и вовсе проигнорировали.

Из публикаций 2021 г.

Проблема, однако, усматривается не в недокомпетентности привластных медиаработников, а в том, что 2-й (может, и 3-й) человек из коммерческой фирмы, пусть очень крупной, дважды за год — в июне 2021 г. и пару недель назад — встречался с фронтменом РБ. Это странно и наводит на мысли: как минимум о том, что А. Лукашенко, 1954 г. р., даже после утверждения конституции в марте 2022 г., вроде бы урезавшей его полномочия, пытается заткнуть собой все… амбразуры. Он до сих пор вникает и в такие мелкие (ну, явно не стратегические) вопросы, как создание в Беларуси музея охоты и рыболовства: «Тоже надо будет нам посмотреть на эту тему. Ну, если денег не просят, чего нам быть против. Надо, я думаю, соглашаться» (02.06.2022).

Магазин Белорусского общества охотников и рыболовов (возглавленного осенью 2021 г. Игорем Шуневичем — тем самым, который проштрафился на посту министра внутренних  дел и был уволен в 2019 г.). Минск, май 2022 г.

В общем, перераспределение полномочий в пользу правительства и местных органов власти, многократно обещанное в прошлом году и в начале 2022 г., идёт покамест ни шатко ни валко. А не являлось ли изначально его внесение в проект конституции облачком пыли в глаза, ась? 🙂

Терзают меня кое-какие сомнения также по поводу про(ж)ектов, озвученных Алаббаром и чиновниками, с которыми он общался. Начать с Национального выставочного центра в районе «Экспобела» (северная граница Минска) — «серьёзные» разговоры о нём велись уже три года назад:

14 мая [2019], Минск /Владимир Матвеев – БЕЛТА/… Александр Лукашенко поручил к 2021 году построить в стране Национальный выставочный центр. «Такой выставочный центр в любой стране нужен… Мы давно говорили на эту тему, мною была поставлена задача о проработке вопросов развития выставочной деятельности и строительства национального центра, который бы соответствовал всем требованиям современности. Но вопрос неоправданно затянулся. Давайте определяться и сделаем так, чтобы уже в 2021 году мы имели подобный центр».

Но лишь в 2020 г., когда подставил плечо богатый «друг Беларуси» (С), возобновилась «движуха»…

2 октября, Минск /Корр. БЕЛТА/. Премьер-министр Беларуси Роман Головченко и председатель совета директоров инвестиционной компании Emaar Properties Мухаммед аль-Аббар заложили памятную капсулу на месте строительства Национального выставочного центра.

Алаббар справа, фото отсюда

Забавно, что 28 января 2022 г. первый зампред Минского горисполкома Дмитрий Микулёнок заявил: «Что касается выхода на площадку, то инвестор активно готовится. Мы рассчитываем, что уже в начале февраля состоится выход на [Национальный] выставочный центр, о чем дополнительно уведомим граждан”. Аллабар 7 июня с. г. сказал журналистам, что на огороженной территории ведутся земляные работы, но «ориентировочно через три месяца вы сможете увидеть, как появляется здание выставочного центра».

Т. е. центр не то что не создали к 2021-му — его в 2022-м лишь начали (?) возводить. Получится в лучшем случае, как с китайским стадионом, постройку которого в мае 2019 г. тоже кое-кто сулил «в ближайшие два года», а позже сроки были сдвинуты на 2023 г. Впрочем, всегда можно сослаться на непредвиденные обстоятельства — пандемию коронавируса (её агитпроп РБ поначалу недооценивал и даже отрицал, а затем просёк, что это удобная «отмазка»), нехорошее поведение соседей… Положа руку на сердце, не так уж были необходимы стране новые стадион и выставочный центр (есть «Динамо» и «Белэкспо», которые и тогда редко заполнялись, а уж теперь…), но в 2019-м, на фоне подготовки к Европейским играм, амбиции «наверху» переливались через край.

Теперь о проекте, рассчитанном почти на 20 лет, под реализацию которого выделено около 1000 гектаров на окраине Минска. Официальное название — «Экспериментальный многофункциональный комплекс “Северный берег”» (указ Лукашенко о реализации инвестиционного проекта был подписан 13.05.2021, договор зарубежной фирмы с Мингорисполкомом — 29.06.2021).

Уже летом 2021 г. меня несколько насторожило количество хвалебных словес о «Береге» — оно напомнило об одном из законов Мерфи («Неважно, что это не работает — возможно, это хорошо выглядит»). Председатель Мингорисполкома Кухарев при подписании договора: «Объект обещает стать не только жемчужиной столицы, но и точкой притяжения международных институтов и технологий». Панегирики не стихали и позже. Алаббар: «Весь наш опыт и знания, накопленные за 30 лет, будут вложены в этот проект. По уровню качества и сервиса это будет лучшее не только в Беларуси, но и в Европе».

Ну, а как «в натуре»? Урбанист Игорь Корзун в сентябре 2021 г. посетовал, что возведение 6 млн. кв. метров жилья на севере Минска предполагает высокоплотную застройку, но таковая нарушит метеорологический режим, «и наш город не будет продуваться». По большому счёту, в начале 2021 г. надо было организовать местный референдум (выделять земли застройщикам или нет), но сама идея подобного референдума дискредитирована после событий 2020 г. Вспомним: «По аккумуляторному [заводу под Брестом] как решите, так и будет. Я вам это гарантирую и обещаю. Я займу нейтральную позицию, организую референдум… Это прямые полномочия Президента – организовать референдум в любой точке страны» (Брест, 22.06.2020). Позже утверждалось, что брестчане якобы сами не захотели такого мероприятия, к тому же, по мнению чиновника, «основная территория [Брестского] района никак не связана с аккумуляторным заводом» (а возможные выбросы никак не зацепят район и город, ага-ага).

В начале июня 2022 г. журналисты «онлайнера» съездили к стройплощадке «Северного Берега» и поразились тому, что там, по сути, ничего не происходило: «А ведь с момента подписания указа, позволяющего инвестору осваивать драгоценные пахотные земли, минул уже год». Кстати, в списке стран, с которыми работает «Emaar» (на официальном сайте фирмы), Беларуси почему-то до сих пор нет, хотя в конце июня 2021 г. восточный гость обещал: «Это очень объемный и глобальный проект, который мы будем рекламировать по всему миру. Поэтому я с нетерпением жду начала его реализации, чтобы приступить к международному маркетингу».

Может, оно и к лучшему, что дело затягивается. Даже если абстрагироваться от экологических непоняток: жилищный бум давно миновал, с демографией в Беларуси не очень, и лично мне не вполне понятно, откуда ныне возьмутся дополнительные сотни тысяч минчан, чтобы заселить периферийные кварталы, задуманные как «элитные». Соотечественники Алаббара к нам переселятся?

В последние пару лет население столицы (данные в тыс. чел.) даже падало

Да и справиться бы строителям с приведением в порядок некоторых многоэтажек в «старом» Минске…

Срок окончания ремонта дома по Старовиленскому тракту, 73 (март 2022 г.), стыдливо замазан белой краской. Ремонтные работы продолжались и в июне

Никоим образом не намерен обесценивать труд строителей/ремонтников — их отрасль далеко не худшее, что есть в Беларуси. Вот поставили перед ними каверзную задачу (за месяц восстановить мост через Немигу, рухнувший 08.01.2022) — они справились. И гостиница при «Шахматном дворике», по ул. Осипенко, 17/3, о которой упоминалось здесь, похоже, готова к приёму постояльцев досрочно…

Просто атмосфера в стране такая, что коррозии так или иначе подвергается (почти) всё – строительство, медицина, наука с образованием.

Замануха у магазина в Центральном районе – скорее всего, речь о вербовке граждан Беларуси в ЧВК для войны в Украине (или не только в Украине). Стилистически напоминает пресловутые объявления о наркоте – не один ли хозяин «заказывает музыку»?

Вольф Рубинчик, г. Минск

17.06.2022

w2rubinchyk[at]gmail.com

Опубликовано 17.06.2022  20:49