Возмущение антивоенно настроенных израильтян вызвал тот факт, что руководство театра “Ленком” и многие артисты, занятые в спектакле “Поминальная молитва”, открыто выступали в поддержку действий Путина против Украины.
Было собрано более 8000 подписей против проведения в Израиле гастролей театра “Ленком”.
На отмену гастролей в Израиле, где “Ленком” должен был сыграть в конце октября “Поминальную молитву”, коллектив театра ответил открытым обращением, опубликованным в “Российской газете”.
Московский Государственный театр “Ленком Марка Захарова”, один из ведущих театров России, выступил с инициативой проведения гастролей в Израиле со спектаклем “Поминальная молитва”, который по праву является визитной карточкой нашего театра. Поставлен великим Марком Захаровым по произведениям классика еврейской литературы Шолом-Алейхема (пьеса драматурга Григория Горина, режиссер восстановления – народный артист РФ Александр Лазарев, сценография народного художника России Олега Шейнциса, музыка народного артиста России Михаила Глуза). По мнению театра и его руководителя, заслуженного деятеля искусств РФ Марка Варшавера, в нынешнее непростое время показ этого уникального спектакля мог стать значимым культурным событием. Сегодня он звучит особенно современно и актуально. Не только потому, что действие происходит в “украинском местечке”, где живут русские, евреи и украинцы. Но и потому, что это спектакль о людях, о вере и доброте, и о том, как важно в любых ситуациях оставаться людьми, прощать и видеть в другом живого человека. В спектакле заняты известные артисты, которые хорошо знакомы русскоязычным израильтянам: народные артисты России – Сергей Степанченко, Андрей Леонов, Виктор Раков, Иван Агапов, заслуженная артистка России Олеся Железняк и другие.
Значимость гастролей Московского государственного театра “Ленком Марка Захарова” на сцене старейшего израильского театра “Габима”, которые должны были состояться 29, 30, 31 октября и 1 ноября сего года, подчеркивал тот факт, что создателями “Габимы” были великие русские актеры и режиссеры. Гастроли нашего театра должны были проходить на внебюджетные источники финансирования. Это была добрая воля друга театра, поклонника великого спектакля. Нынешние реалии, как известно, предопределяют сильное удорожание бюджета таких гастролей. “Ленком” не раз с успехом гастролировал в Израиле. Но сегодня, чтобы привезти масштабные декорации, 100 человек участников и постановочную часть требовались немалые средства. Поэтому артисты согласились работать бесплатно, за мизерные суточные. Однако, воодушевление “ленкомовцев” и ожидания тысяч израильтян немедленно стали душить грязные ручонки тех, для кого отсутствие памяти, испытанные методы угроз с националистическим душком и визгливым кликушеством, уже, к сожалению, стали разрушительной нормой. Под этот бесконтрольный самодеятельный молох попала и культура – единственный и главный мост между странами и людьми. На “Ленком Марка Захарова” и его сотрудников обрушился шквал помойного словоблудия низкого пошиба, перемежающегося с угрозами “местечковой коммунальной кухни”. К сожалению, никакой внятной позиции от государственного театра и от властей Израиля, как и гарантий безопасности, мы не получили.
Мы представляем старейший театр с огромной и уникальной историей. Наша профессия не предполагает вступать в “дворовые склоки” с “распоясавшейся шпаной”. Поэтому, на фоне развязанной в СМИ и вокруг приезда нашего театра истерией, несмотря на потраченные средства и проданное за несколько дней значительное количество билетов, было принято решение о переносе гастролей.
Прежде всего, мы хотим принести свои извинения тем, кто в считанные дни раскупил билеты на легендарный спектакль. Тем, кто прислал и продолжает слать в “Ленком Марка Захарова” многочисленные письма поддержки, и кто полон желания противостоять кучке агрессивного меньшинства, изрыгающего угрозы и нецензурную брань в адрес не только артистов нашего театра, но и в адрес выдающихся мастеров российской и мировой культуры.
Корчащиеся в бессильной злобе израильские “Иваны, не помнящие родства”, изображающие победное ликование, всего лишь вновь продемонстрировали неприглядный вид “защитников Украины”, сыто сидящих на государственных шеях различных стран. Тех самых “патриотов”, что убежали из ставшей вдруг “любимой Украины”, с ее антисемитскими и русофобскими шествиями и лозунгами, открытыми маршами в честь Бандеры и дивизии СС “Галичина”, с ее ярыми, национал-фашистскими выступлениями ведущих политиков, героизацией нацизма и открытой многолетней войной против русских на Донбассе. Подобная наивная слепота уже привела к “Холокосту” и Второй Мировой Войне.
Однако, оставим в покое Историю! Вернемся ко дню сегодняшнему. Выглядит крайне нелепо, когда эти “клоуны”, изображающие в соцсетях и на площадях Израиля “украинских патриотов”, почему-то не желают проявить свой патриотизм на поле боя, с оружием в руках защищая “родину” от “ненавистного российского врага”. Израиль – не Советский Союз. Отказа “в выезде на родину” точно не будет! Не спешат… Куда проще направить свой пыл на грязные, нецензурные тексты в соцсетях и посылать гнусные проклятья в адрес российских театров, артистов, писателей, композиторов, требовать запрета русской культуры. Самое неприглядное, с нашей точки зрения, то, что запевалой в этом “хоровом антиленкомовском движении” выступил наш коллега, бывший артист МХТ им. А.П. Чехова Анатолий Белый. Ничего, кроме брезгливости и жалости это, увы, не вызывает. Никому не возбраняется “обозначать свою позицию”. Однако, когда эта позиция облекается в форму открытых угроз, агрессивных оскорблений или плохо сварганенных злобных шоу наших бывших коллег, – становится неловко.
Русская иммиграция знает немало примеров великих деятелей культуры, таких как Шаляпин, Бунин, Рахманинов. Ростропович, Солженицын, Тарковский, Бродский, Неизвестный, Нуриев (список можно продолжить), которые никогда не опускались до низкопробного уровня “шариковых”, громко “тявкающих” и оскорбляющих простых соотечественников и коллег по цеху. Мы, конечно, понимаем, что в небольшой стране коллегам не просто выживать и пространство для работы надо “зачищать любыми методами”. Но методы уж больно некультурные…
Любого здравомыслящего человека не может не угнетать происходящее на Украине, в России, в мире!.. Но театр и особенно такие его уникальные творения, как спектакль “Поминальная молитва”, созданный 35 лет назад и восстановленный молодым поколением “Ленкома” по просьбам сотен тысяч зрителей разных национальностей, для того и создан, чтобы еще раз напомнить нашу общую историю, духовные традиции великого народа, вечные человеческие символы бытия. Среди создателей и исполнителей спектакля “Поминальная молитва” – люди разных национальностей, разных поколений. Тех, кто создал спектакль, уже нет с нами. Последним, вскоре после премьеры восстановления, ушел Михаил Глуз – автор пронзительной музыки – души спектакля “Поминальная молитва”, хорошо известный в Израиле, первый президент Федерации еврейских общин России, руководитель Международного Культурного Центра имени Соломона Михоэлса, еще одного великого исполнителя роли Тевье. Музыка Михаила Глуза звучит и в Киевском театре им. Ивана Франко в спектакле “Тевье-Тевль”, которого гениально играл великий Богдан Ступка. Памяти всех создателей и первого исполнителя роли Тевье в нашем театре, Евгения Леонова, посвящена наша “Поминальная молитва”.
Да, артисты так же, как и все люди, по-разному проявляют свою позицию. Кто-то – более громко и публично. Кто-то – лишь через свои роли, музыку, тексты великого Шолом-Алейхема или Островского. Но когда артисты выходят на сцену, они лишь проводники тех важнейших художественных смыслов и духовных ценностей, которые должны объединять, а не озлоблять. А каждый волен выбирать – нужно ему это или нет. Но антикультурный терроризм, с которым мы столкнулись, – это такой же террор, как любой другой!
Мы считаем Израиль демократической страной и очень рассчитываем получить оценку официальных властей разнузданному и разрушительному поведению, с которым мы столкнулись заочно, а наши российские коллеги уже очно. Мы сожалеем и считаем недопустимым, что вопросы гуманитарного и культурного сотрудничества оказываются в руках агрессивно и хулигански настроенной кучки граждан, выступающих от имени Израиля.
Коллектив Московского государственного театра “Ленком Марка Захарова”
6:30, 30.08.2023
И еще один пост вызванный историей с отменой гастролей Ленкома в Израиле. Так получилось что в 70е годы когда молодой Марк Захаров был назначен руководителем Театра имени Ленинского Комсомола, как он тогда назывался, это был некоторый сюрприз для московских театралов, и вот почему: он уже поставил очень успешный спектакль Доходное место в Сатире, и Плучек по видимому хотел избавиться от молодого и талантливого рядом с собой и Захаров оказался в Ленкоме. За несколько лет до этого там был главным режиссером молодой Анатолий Эфрос, ставил там один за другим очень яркие спектакли, в том числе Снимается кино и 104 страницы про любовь, начинающего Эдуарда Радзинского, где блистали молодые Ширвиндт и Ольга Яковлева. Почти все спектакли с грохотом запрещали власти, потом кажется народные артисты, которых Эфрос не занимал в своих спектаклях, (была его тактическая ошибка) во главе с Еленой Фадеевой, прославившейся в роли матери Ленина, написали телегу и Эфроса уволили со скандалом из театра. С ним на Малую Бронную ушли кажется 10 человек – его преданных учеников: Яковлева, Дуров, Каневский, Сайфуллин, Ширвиндт, всех не припомню. Ширвиндта очень быстро сманил к себе Плучек на роль графа Альмавивы и к друзьям Миронову и Державину.
Какое-то время в Ленком никто не ходил, билеты в театральных кассах в метро (помните такие) давали в нагрузку.
И вдруг там появился Захаров … А у меня была возможность через друзей и позже, через пациентов, попадать на почти все премьеры. Сначала его заставили поставить Автоград, про строительство завода Жигулей, и это была производственная тематика, но поставленная очень ярко, НЕ скучно, и в главной роли дебютировал Олег Янковский. А потом был Тиль, который написал Горин с песнями Гладкова, которые пела вся Москва; (И да здравствует Фландрия!) с Караченцевым Тилем и Чуриковой Неле; это был просто взрыв. Собственно с Тиля и началась слава Караченцева. А потом была
Звезда и смерть Хоакина Мурьеты по Пабло Неруде и уже с песнями Рыбникова; потом была Юнона и Авось; и много всего еще. Например я видела в Ленкоме очень интересную постановку чеховского Иванова с Леоновым в главной роли и с потрясающей Чуриковой – Саррой! Он очень недолго шел почему-то. А потом была та первая Поминальная молитва с Леоновым Тевье, и с Пельтцер, и с Абдуловым, и с трогательной Шаниной. А еще пропустила, в самом начале был В списках не значился про Бресткую крепость с никому еще неизвестным Абдуловым и Шаниной в главных ролях!
Прямо перед моим отъездом в Америку я попала на премьеру Женитьбы Фигаро с совершенно неизвестным еще Певцовым в роли Фигаро, младшим Лазаревым – Альмавивой, и Александрой Захаровой – Сюзанной. Шла и волновалась, думала – никто не может сыграть лучше чем Миронов и Ширвиндт. Но в Ленкоме подучился очень веселый молодежный спектакль; и на этом моя театральная московская жизнь оборвалась. Я только слышала отголоски каких-то премьер; очень рано ушли Горин и Леонов, потом подряд Абдулов и Янковский. Театр осиротел; но Захаров еще пытался что-то ставить. Ну а потом он продал душу дьяволу ради «спасения» уже мертвого театра! Кто из великих сказал что театр как живой организм единомышленников живет не больше 20 лет? Кажется Станиславский?
И как верно: 20 лет процветал Современник, 20 лет гремели Ленком и Таганка, и Эфрос на Малой Бронной… БДТ держался дольше благодаря силе Товстоногова, но тоже стал увядать. Как жаль что Марк Анатольевич Захаров не ушел вовремя ; но никто почти не умеет вовремя уходить из построенного тобою театра?
И вот этот позор с отмененной и никому не нужной полумертвой Поминальной молитвой – это кажется последний гвоздь в гроб когда-то моего любимого Ленкома!
А уж их письмо – за гранью добра и зла, на мой взгляд. Мне было стыдно это читать!
Прощай давно уже умерший Ленком!
Я постараюсь помнить молодого бесстрашного Тиля борца за свободу Фландрии!
17:31, 30 августа
Вы знаете, прочла сегодня с утречка в газете ПОЛНОЕ письмо дейтелей ицкуцтва роZZийской педерации правительству Израиля и слегка ошалела. Знаете, бывает наглость, а бывает НАГЛОСТЬ. Но ЭТО что-то запредельное…Ну, допустим государство говорит какому-то театру, – “гастроли, увы, отменяются”…Очень, мол, печально, но такие у нас в стране, уж извините, демократические начала…Как-нибудь другим разом. И люди печально вытирают сопли и слёзы, или про себя чертыхаются, или жалуются у себя на кухнях или в своём сундоящике на ТВ на нехорошую страну Израиль. Можно, на примере талызиной даже намекнуть, что у них в кранах есть вода, а в некоторых регионах мордора – нет и ОНИ точно знают почему…Но! Писать ответку правительству Израиля (!) – это уже просто запредельно…Вот, известные всем уже “кусочки разорванного сердца от известного театра” (скажу в скобочках, что ЭТОТ театр известен ТОЛЬКО русскоговорящим, да и то не всем…израильтяне вообще не понимают что такое “ленком” и с чем его едят и почему его актёры считают себя полномочными ВООБЩЕ что-то требовать от государства Израиль) – “Корчащиеся в бессильной злобе израильские “Иваны, не помнящие родства”, изображающие победное ликование, всего лишь вновь продемонстрировали неприглядный вид “защитников Украины”, сыто сидящих на государственных шеях различных стран. Тех самых “патриотов”, что убежали из ставшей вдруг “любимой Украины”, с ее антисемитскими и русофобскими шествиями”, – заявляют авторы текста. Сразу скажу, что мало кто из репатриантов “сидел на шее у государства”. Многие работали так, что этим деятелям от искусства даже и не снилось. Из Украины, кстати и из россии тоже, НИКТО НЕ УБЕГАЛ. Насколько я помню, все ехали по своей воле из действительно любимой Украины…Почему? Это НЕ ИХ ДЕЛО…А личное дело каждой семьи репатриантов. Антисемитские русофобские шествия? Как-то странно это слышать из уст рашистов, которые ОТКРЫТО ПОДДЕРЖАЛИ ВОЙНУ НА ТЕРРИТОРИИ СУВЕРЕННОГО ГОСУДАРСТВА, ОТТЯПЫВАНИЕ КУСКА ТЕРРИТОРИИ, РАЗРУШЕНИЕ ГОРОДОВ И СЁЛ ЭТОЙ СТРАНЫ, НАСИЛИЕ НАД ЖИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ, УБИЙСТВА И ТЕРРАКТЫ. ПОРУГАНИЕ ПРИРОДЫ И УНИЧТОЖЕНИЕ ФЛОРЫ И ФАУНЫ ЛЕСОВ И РЕК…Активистов, выступивших против гастролей, деятели российской культуры пренебрежительно называют “клоунами”, рекомендуя отправится на защиту Украины…Позвольте. Мы-клоуны? Это потому, что не хотим видеть ваши рашистские лживые морды? Русскоязычным израильтянам противопоставляют русскую эмиграцию, которая “не тявкала” и не оскорбляла соотечественников. Приводятся примеры: Шаляпин, Бунин, Рахманинов. Ростропович, Солженицын, Тарковский, Бродский, Неизвестный, Нуриев…Соотечественники не говорят на таком языке..Это язык быдла, но не деятелей искусства…Кстати, почему не тявкают эти актёры лицом, возвышенно настроенные на “правду” во всём Мире, на своё правительство, которое допускает РЕАЛЬНЫЕ шествия русских неофашистских организаций, таких как “русичи” и другие (читайте “Неонацизм в России”, Википедия). Далее, писуны пишут – “Мы считаем Израиль демократической страной и очень рассчитываем получить оценку официальных властей разнузданному и разрушительному поведению, с которым мы столкнулись заочно, а наши российские коллеги уже очно. Мы сожалеем и считаем недопустимым, что вопросы гуманитарного и культурного сотрудничества оказываются в руках агрессивно и хулигански настроенной кучки граждан, выступающих от имени Израиля”, – завершают послание его анонимные авторы…А почему, интересно, анонимные? Почему эти рашистские подонки не подписались? Страшно? Требовать от властей ответа, по поводу “разнузданных и разрушительных кучек граждан, агрессивно и хулигански настроенных” не страшно, не позорно?! Это МЫ, ТЫСЯЧИ ГРАЖДАН ИЗРАИЛЯ, которые были ПРОТИВ гастролей рашистов в нашей стране, – КУЧКА АГРЕССИВНЫХ ХУЛИГАНОВ? Вот в этом весь мордор…Наглый, агрессивный, с быдляческим напором, уверовавший в своё “величие и право” диктовать всем странам и народам свои условия, заставляющий любить своё ватное болото и дико потом удивляющийся, почему не сбываются эти горячечные планы и желания…Давай, плыви себе корабль дальше. Ты знаешь куда.
Опубликовано 03.09.2023 17:52