Библия Ф. Скорины. Иллюстрация к книге «Руфь».
- Мечи на орала
Библия призывает радоваться работе. «Ты будешь есть плоды труда своих рук; блажен ты и процветание будет у тебя» (Псалом 127). Работа в Ветхом Завете – неотъемлемая часть человеческой жизни. Настолько неотъемлемая, что она не закончится даже в «конце дней», о котором говорит пророк Исайя. Когда-нибудь народы, отбросив свои обязанности и занятия, поднимутся на Господнюю гору, где их будет ждать последний суд, но даже в таких экстремальных условиях человечеству придется засучить рукава. «Перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы» (Исайя 2:4). То есть умирать умирай, а землицу засевай.
Но это неудивительно. Еще в начале дней образцовый тунеядец Адам не слонялся без дела: «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Эдемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Бытие 2:16). В довесок Всевышний создал новоиспеченному садоводу коллегу – сам Адам с плантациями экзотических деревьев не справился бы.
Правда, та работа была не тяжелой – благодаря плодородию сада и изобилию воды. У Евы даже оставались время и возможность посещать марксистские лекции Змея, а также устроить портновскую мастерскую для пошива поясков из листвы.
- Человек шатров
Приятная и в чем-то почетная работа в Эдеме стала полной противоположностью каторге, что ждала человечество на земле. Глядя на людей, которые рвут жилы, чтобы выжить в поте лица своего, Господь еще долгие столетия не откроет им небесного учения. Ни Адаму, ни Еве, ни их детям – Каину и Авелю. Ни их потомкам, работникам судостроительной фирмы «Ной и сыновья», перед которыми поставлены немилосердные дедлайны.
Даже праотцам и праматерям – Аврааму, Саре, Исааку и Ревекке – доступны лишь крохи Божьих законов. Одна из причин – изнуренность людей ежедневными заботами.
Кстати, пример братьев-близнецов Исава и Иакова наглядно показывает слабые стороны трудоголика. Исав, «человек искусный в звероловстве, человек полей», от рассвета до заката занят охотой. Иаков, «человек кроткий, живущий в шатрах», ведет домашнее хозяйство, обслуживает Исава. Оказавшись в тени, имея свободное время, Иаков неспешно вынашивает план, как ловчее отнять у брата право первородства (очень ценная привилегия). Сидя дома и варя тогдашний борщ, Иаков решает сыграть на несдержанности человека, который только что освободился от долгой рабочей смены.
«Красного, вот этого красного хочу!» – рычит, указывая на кастрюлю, истощенный и изголодавшийся Исав. Он целый день охотился на зверя. От стараний и голода трезвый разум Исава помутился, иерархия ценностей временно разрушилась: «Вот, я умираю… Что мне в этом первородстве?» За миску красной чечевицы он продает такой дорогой, представленный Всевышним дар.
Правда, умнику-вольнолюбцу Иакову отплатилось, и тоже работой. Убегая в землю Харан от гнева Исава, Иаков остановился у колодца в пустыне. Окрыленный взглядом прекрасной Рахили, кроткий Иаков отвалил от устья колодца тяжеленный камень, сдвинуть который могли только несколько мужчин. Так, непроизвольно продемонстрировав физическую силу, Иаков попал на карандаш к отцу Рахили, коварному Лавану. За обещания отдать Рахиль в жены Лаван обуздал будущего зятя и четырнадцать последующих лет беззастенчиво тянул из примака жилы.
Эрколе де Роберти. Евреи собирают манну
- Тунеядство как осознанная необходимость
Впервые Господь полностью открывает все свои законы свободным (от физической работы) людям. Речь идет о бежавших из Египта еврейских рабах.
Сначала Господь насильно отделяет невольников от работы – вырастив боевитого поводыря и наслав на фараона-работодателя десять страшных казней. Потом, уже в Синае, Всевышний спонсирует тунеядство. На протяжении сорока лет шесть раз в неделю Он посылает шестистам тысячам взрослых пособие по безработице – небесную манну.
Лишь под голыми звездами Синайской пустыни, свободный от каторжных работ и мыслей о завтрашнем пропитании, народ способен постигнуть все глубины Божественного откровения.
Среди синайских заповедей Библия также определяет порядок человеческой работы: «Шесть дней работай, а в седьмой день покойся» (Исход 34:21). И дальше бежит перечень иных красных дат календаря так, что даже складывается впечатление: акцент в этой заповеди ставится отнюдь не на серые будни. Чувствуется, Господа волнует свободная минута подопечных. В эти особые дни люди, сведя физическую работу к минимуму, должны заняться другой работой – духовным совершенствованием и прославлением высот.
Теперь смысл изречения парадоксального Экклесиаста – «Все труды человека – для рта его, а душа его не насыщается» – становится более понятным. Чтобы думать о божественном, нужен перерыв от рабочей рутины. Может, на один день, а, может, на сорок лет.
Павел Костюкевич, переводчик израильской литературы
Еще тексты Павла в переводе на русский:
Наши люди в Иерусалиме. К 500-летию белорусской Библии
Маленькие и симпатичные наносят ответный удар
(Перевод с оригинала на белорусском выполнен для сайта belisrael. Без разрешения редакции запрещено размещать перевод на др. ресурсах)
Опубликовано 07.03.2017 23:33