Судьба артиста NewsWe.com № 242 14 – 20 января 2010
В ночь на 13 января 1948 года в Минске был зверски убит Соломон Михоэлс. Его памяти, памяти всех жертв сталинского режима посвящены заметки иерусалимского писателя Ефима Гаммера и Майрума Аронеса – сына еврейского актера Файвиша Аронеса… УКРАДЕННОЕ ДЕТСТВО Майрум АРОНЕС ©2009 Завтра в школу. Я начал складывать учебники в сумку. Мама готовила ужин, а папа пошел в сарай за дровами. Было около 9 часов вечера. Начало октября 1949 года, а точнее – 5 октября. Обычный осенний вечер: собирались поужинать и лечь спать. Неожиданно в дверь резко постучали. Мама открыла и увидела на пороге двух мужчин и одну девушку. Мама ответила, что папа пошел за дровами. Увидев незнакомых людей, спросил, ничего не подозревая: У мамы подкосились ноги, она тяжело опустилась на стул – внутри все оборвалось. Папа шепнул мне на ухо: Аронесы – отец и сын
При обыске у папы нашли письмо от Михоэлса, с которым его связывала творческая дружба. А при виде томика стихов Переца Маркиша капитан КГБ (тогда МГБ) язвительно произнес: По окончании обыска маме сказали: Мама трясущимися от страха руками начала складывать рубашки, носки и прочее. Папу увели, я с мамой смотрели в окно на удаляющуюся фигуру папы в окружении гебистов. Лишь в 1956 году его освободили, и то потому, что после разоблачения культа личности Сталина начали выпускать из тюрем ГУЛАГа политзаключенных. Но 5 октября 1949 года врезалось в мою память. Ведь украденное и раздавленное детство никогда не вернешь. ГУЛАГ – ЧЕТЫРЕ ГОДА СПУСТЯ Ефим ГАММЕР© 2009 В канун пятой годовщины со дня трагической гибели Соломона Михоэлса в газете “Правда” была напечатана статья про “убийц в белых халатах”. Номер газеты с этой статьей дошел окольными путями до заключенных “Сибирлага 0-33”. В этот день, читая тайком “Правду”, они поняли: им всем вынесен смертный приговор. Минск мой, безмолвная груда камней, Город безмолвных могильных плит Но много ли проку в надежде той, Это стихотворение, переведенное впоследствии мною с идиша, было написано Файвишем Львовичем Аронесом тогда, страшным январем пятьдесят третьего года, сразу же после прочтения погромной статьи в “Правде”. В ту пору знаменитый актер Аронес, брошенный из Биробиджанского еврейского театра прямиком в лагерь, и его солагерники Иосиф Бергер-Барзилай – бывший лидер компартии Палестины, раввин города Проскурова Шалом Носем Маргулис и другие евреи-заключенные не могли и помышлять о том, что годы спустя судьба уготовит им встречу в Израиле. Они предполагали, что в ближайшем будущем их ждет физическое уничтожение и что, может быть, в последний раз им дано отметить скорбную годовщину со дня гибели Шлойме (Соломона) Михоэса. Ночью, после развода, забившись в дальний угол, они, уверенные в близкой смерти, провели вечер памяти великого артиста и режиссера. 15 человек, представлявших собой осколки еврейской культуры, как бы повернули время вспять, и вновь, назло смерти и палачам, ощутили себя живыми людьми. Звучали стихи, монологи из спектаклей, и снова стихи, написанные Файвишем Львовичем за колючей проволокой. Шлойме Михоэлс, всеобщей судьбой, Эти строки читал Файвиш Аронес. И тогда к нему подошел православный священник, отец Николай, старый лагерник, лет восьмидесяти с лишним, страдающий за веру. Он сказал так: Это было 13 января 1953 года, в пятую годовщину со дня гибели Соломона Михоэлса, менее чем за два месяца до смерти Сталина и за три года до реабилитации Файвиша Аронеса. – Выжить ему помогала душевная сила, – рассказывает его сын Майрум. – Он мне говорил: “Погибну я или нет, но внутри у меня есть то, что они отобрать не могут. Мой Израиль”. И это придавало ему стойкости, иначе он не дожил бы до освобождения. В 1972 году Файвиш Аронес вместе с семьей наконец-то оказался в Израиле. Файвиш и Берта Аронес
В Израиле их творческий и жизненный путь подошел к своему логическому завершению. Незадолго до смерти Файвиш Львович выпустил в свет на языке идиш книгу лагерных стихов, написал историю Биробиджанского еврейского театра, рукопись которой хранится в Тель-Авивском университете. Его не стало 27 августа 1982 года, когда ему исполнилось 89 лет. Сколько из них – артистических? Думается, все. Ибо артисты рождаются и умирают на подмостках. То же можно сказать и о его жене Берте Аронес, прожившей, как и он, очень долго и трудно на сцене театра жизни. Может быть, и тот мир – театр, а души людские – в нем актеры. |
Комментарии (4)
|