О Левине и левинщине

Вольф Рубинчик специально для belisrael.info

Минул год со дня смерти Леонида Менделевича Левина (1936–2014) – заслуженного архитектора Беларуси, лауреата Ленинской премии, премий Ленинского комсомола и Волгоградского комсомола, дважды лауреата Государственной премии Беларуси, академика Международной и Белорусской академии архитектуры (общественные организации), кавалера ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германией», обладателя грамот Верховного Совета БССР и медали Миколы Щекотихина «За братское содействие развитию культуры и науки Беларуси»… На его уход отреагировал Александр Лукашенко, который довольно часто встречался с Л. Левиным. В 1995–2002 гг. мне тоже выпало несколько раз видеться с этим зодчим и руководителем ряда общественных (точнее, квазиобщественных) организаций, да и позже я слушал некоторые его речи. Все встречи и речи оставили, мягко говоря, неоднозначные впечатления. При всем уважении к архитектурным талантам Л. Л. – априори уважаю носителей любых знаний, которыми не владею сам – считаю, что и о покойных нужно говорить правду, а не только «хорошее».

Мне везло на встречи со старыми мудрыми людьми. Надеюсь, что чему-то научился от Рахили Баумволь, Валентины Выхото, Марии Меерович, сестер Михоэлс (Нины и Талы), Софьи Рохкинд, Моисея Свирновского, Арона Скира, Дины Харик, Михася Чернявского… Берусь утверждать, что мудростью Леонид Левин не отличался. Его выступления и разговоры несли на себе, пожалуй, отпечаток галутной хитроватости, соединенной с пафосом и демагогическими приемами партактивистов (что понятно, поскольку в КПСС Л. Л. вступил еще в 1963 г.). В постсоветских условиях эта смесь иногда вызывала умиление, но почтение – никогда.

Припоминаю, как в сентябре 2001 г., когда возникла угроза для здания художественных мастерских по ул. Димитрова 3 в Минске (где до 1930 г. действовала синагога), по телефону попробовал убедить Л. Левина срочно встретиться с иными еврейскими деятелями и совместно предотвратить разрушение. Мой собеседник отнекивался: «Встречусь, когда пожелаю, мне не нужны посредники». «Ради этой встречи я собрал больше 100 подписей», – настаивал я. Ответ сохранится в памяти до конца моих дней: «Знаем-знаем, как вы их собирали». Зато в газете «Звязда» 06.10.2001 (через неделю после того, как синагога была уничтожена) сказал: «Мы, естественно, обеспокоены судьбой этого здания». Еще через 2 месяца в «БДГ»: «Мы возмущены фактом разрушения здания». Через 3 года в «Авиве», когда на Димитрова 3 была построена современная многоэтажка: «Я думаю, пора прекратить спекуляции на эту тему [разрушение синагоги по ул. Димитрова в Минске]… В последнее время это уже был не дом, а здание, требующее капитального ремонта, на который ни одна еврейская организация, тем более религиозная, не претендовала». (В «БДГ» 12.07.2001 были приведены слова президента Всемирной ассоциации белорусских евреев Якова Гутмана и президента Иудейского религиозного объединения в РБ Юрия Дорна, из которых ясно следовало, что их организации претендуют на владение зданием).

 Когда речи не готовились заранее, Л. Левину было присуще косноязычие, и со временем оно развивалось. В конце октября 2002 г. за его подписью мне пришло письмо из трех предложений, одно из которых звучало так: «Вопросами по установки табличек с Аллеи Праведников Мира занимается Союз белорусских еврейских общественных объединений и общин». Полностью «отписку Левина» (выражение Павла Северинца) на обращение более чем 20 уважаемых граждан Беларуси можно прочесть в «Мы яшчэ тут!», № 20, 2006. Таблички, о которых говорилось в письме, исчезли с «Ямы» весной 2002 г. и были восстановлены лишь к осени 2003 г. А вот очень характерный отклик Л. Л. на фильм «Шесть веков на белорусской земле»: «Но вот есть какая-то недосказанность… Мы это понимаем, но поймут ли те, кто будет смотреть. Потому что есть большая задумка у авторов. Есть хорошие кадры, которые отражают то, что уничтожено. На самом деле глыба еврейской культуры… Название «Шесть веков на белорусской земле»… Но если взялся за такое дело, то нужно привести его в порядок. Это трудно, но это нужно было сделать. Но спасибо им большое» (перевод с белорусского по svaboda.org, 24.06.2008). Не раз был свидетелем того, как люди, слушавшие Л. Левина у минской «Ямы», недоуменно переглядывались.

«Язык-враг» имел отношение к печально известному инциденту, когда Л. Левин дал интервью газетке Обозреватель» (одной из задач этого «развлекательного» минского издания было дискредитировать альтернативные Рыгоравичу политические силы). В № за 15.08.2003 появилась публикация, где от имени Л. Л. было заявлено, что депутаты Палаты представителей Костян, Новосяд и Фролов – антисемиты, и исповедуют свой антисемитизм повсеместно. Я сразу же послал в «Нашу Ніву» заметку, где подчеркнул, что В. Новосяд и В. Фролов (ныне покойный) – не антисемиты. Лишь после выхода «НН» (22.08.2003) Л. Л. направил протест в редакцию «Обозревателя», а также пояснил «Нашай Ніве», что с ним обошлись «по-бандитски», приписали то, чего он не говорил. Между тем монтаж, сделанный журналисткой «Обозревателя», был аморален, но основывался на действительных высказываниях «лидера белорусских евреев», что выяснилось на суде («БДГ», 20.02.2004, статья «Сказал – попал»). Ясно дело, газета «Авив» (№ 8-9, 2003) свалила всю вину на «Обозреватель» и его владельца (некоего Атрощенко).

Книгу Л. Левина «Хатынь», вышедшую в 2005 г. и получившую ряд положительных отзывов, нечитабельной не назовешь – над ней хорошо поработали редакторы (?) Однако сразу же было замечено, что в книге говорится больше об архитекторе и его семье, чем собственно о трагедии хатынцев («Мы яшчэ тут!», № 11, 2005). Славолюбие архитектора-литератора вынуждает задуматься, не с тезки ли Брежнева брал он пример, готовя «Хатынь» и прочие свои (остается верить) книги…

Все мы время от времени допускаем ошибки, в том числе описки и опечатки, но под руководством Л. Левина они делались систематически, причем на монументах и мемориальных досках, где с трудом поддавались исправлению. Как правило, это касалось надписей на белорусском языке, за что Л. Л. не раз критиковала пресса (см. «ЛіМ», 30.10.1998, «Мы яшчэ тут!», № 2, 2003). Увы, и к осени 2008 г. урок не был усвоен (см.: І яшчэ адна навінка саўрыменнай мовы // «Мы яшчэ тут!», № 40, 2008).

Впрочем, недостаток мудрости, красноречия и грамотности был не самым неприятным аспектом в деятельности «лидера». Больше раздражало то, что Л. Левин потакал культу собственной личности, по крайней мере на «еврейской улице», едва ли не с самого начала. Немало примеров того, как зарождался этот культ, приведено в минской газете «Авив хадаш», два номера которой вышли в 1995 г. Хотя попадались в тех выпусках и надуманные претензии…

В конце 90-х Дине Харик, вдове расстрелянного поэта, подарили телевизор – кажется, от имени «Хэсэда». Взамен человек Левина настойчиво предлагал ей подписать благодарность в адрес «еврейского президента» со льстивыми и безвкусными выражениями вроде: «Когда я включаю телевизор, то в его лучах вижу Вашу доброту…» Не удивил тот эпизод – к тому времени я уже знал, что он не был случайным. При всех редакторах в газете левинской организации «Авив» рекламировались чуткость и влиятельность архитектора, литератора и т.д., многогранность его талантов, а что творилось в юбилейные для Л. Л. и его союза годы – не описать. Кто-то скажет, что проблема в подхалимах, а не в их объекте, но один из редакторов проговорился мне, что носит макет «Авива» на просмотр шефу. Да и кто, если не руководитель, подбирает подчиненных на свой вкус? И куда деваться от прямого самохвальства? «Я, Леонид Левин, президент Союза еврейских организаций и общин Беларуси, автор памятника в Хатыни», – так лауреат Ленинской премии представлялся киевлянам в 2002 г. (babiyar-diskus.narod.ru), и кто из них вспомнил, что Л. Левин в конце 1960-х гг. был лишь соавтором «Хатыни», одним из четырех? «Я обогатил еврейское движение, а еврейское движение обогатило меня», – это позднейшее «откровение» Л. Левина (aen.ru, 28.07.2011).

Нужно признать, что свита действительно во многом «играла короля». Растерянные на рубеже 1980–90-х гг. белорусские евреи отдали свои голоса «авторитету» и не обратили внимания на то, что он (по его же признанию 2011 г.) был «очень далек от еврейства». В 1993 г. председатель ревизионной комиссии еще могла публично обратиться к Л. Левину с неудобными вопросами (см. письмо Нины Дыкман в «Авиве», № 7, 1993), но к середине 1990-х система заматерела. Именно тогда устав «главной еврейской организации» был изменен: из него убрали пункт о запрете для одного человека занимать должность руководителя более чем 2 срока (А. Лукашенко осмелился предложить аналогичную поправку к Конституции лишь в 2004 г.). Со второй половины 90-х выборы «еврейского президента» происходили безальтернативно и, как правило, единогласно. Такое состояние умов естественным образом привело к геронтократии со всеми ее обстоятельствами. После моей резкой статьи 2009 г. произошло «омоложение кадров»: на съезде 2010 г. одним из заместителей Л. Левина (их число превышало дюжину!) стал директор молодежной организации «Гилель» Максим Юдин, 1979 г. р. Но непохоже, чтобы он уютно себя чувствовал в «Совете общины», где средний возраст «советников» достигал 65. В 2014 г. М. Юдин перестал быть заместителем и на первом «послелевинском» съезде высказал пожелание, чтобы в дальнейшем руководитель Союза принимал все решения «только после консультации с Советом общины» («Авив», № 3-4, 2014).

Во время «оперативного» руководства Л. Левина зачастую не решались (или решались с большим запозданием) даже мелкие проблемы, что наблюдалось и в 1990–2000-х гг., когда Л. Л., сравнительно с началом 2010-х гг., еще проявлял некоторую активность. Сошлюсь на «Авив хадаш» (№ 2, 1995), где Лариса Гурвич писала: «В сентябре 1992 г. президент Л. Левин заявил, что еврейское республиканское объединение учреждает ежемесячную стипендию моему сыну Лёне Гурвичу… Шел месяц за месяцем, но вопрос о стипендии так и не прояснился». Не сумел «всемирно известный лидер» добиться реализации постановления белорусского правительства 1998 г. об увековечении памяти Соломона Михоэлса в Минске. Вопреки обещанию «Авива» в № 6-7, 2003 («Очередной, седьмой номер будет выпущен при содействии Союза Белорусских еврейских объединений и общин»), не возобновился выход научного сборника «Евреи Беларуси. История и культура», прекращенный в 2001 г. Не состоялась даже регистрация «Академии еврейской культуры и искусства» (ее руководителями должны были стать Л. Левин, И. Герасимова, Г. Левина, Б. Герстен и др.; в декабре 2005 г. прошла пышная презентация новой организации с участием посла Израиля в Беларуси). Зато «община» охотно приписывала себе чужие достижения: памятник погибшим евреям в Куропатах, поставленный усилиями ряда частных лиц, книги, опубликованные другими…

Во второй половине 1990-х Л. Л. любил выступать от имени «стотысячной еврейской общины Беларуси» (по переписи 1989 г. в БССР нас насчитывалось 111977), а в 1994 г. говорил даже: «Сегодня в нашем обществе мы имеем около 120 тысяч евреев» (см.: Беларусіка = Albaruthenica: Кн. 4. Мінск, 1995. С. 10). Перепись 1999 г. немного остудила его амбиции – оказалось, что в Беларуси осталось 27810 евреев. В 2009 г. евреями в Беларуси назвались только 12926 человек. Таким был результат 20-летнего «еврейского ренессанса»: за четверть века, пока Л. Левин участвовал в руководстве общественных структур, количество евреев сократилось минимум в 7, а то и в 10 раз (с учетом прежней тенденции можно допустить, что в начале 2014 г. в евреи себя не записали бы и 10 тыс. респондентов). Безусловно, отчасти это сокращение объясняется эмиграцией и иными факторами, но значительная доля ответственности лежит на «еврейских лидерах».

Дело не только (и не столько) в количестве, но и в «качестве» тех, кто остался. Если в 1989 г. еврейский язык назвали родным около 8% евреев Беларуси, то в 1999 г. – 5,4%, в 2009 г. – 2,8%. Фактически в 1990–2000-х гг. на фоне существования множества квазиеврейских структур наблюдалось продолжение культурной ассимиляции. Л. Левин не сумел (вероятно, и не ставил перед собой такой цели) остановить этот процесс, сосредоточившись на возведении мемориалов жертвам Катастрофы за счет спонсоров, чаще всего зарубежных. Но увековечением памяти можно было заниматься, уступив статус «главного еврея» кому-то другому – да и оно не шло гладко, во всяком случае в 90-х. В своей последней книге кандидат исторических наук Марат Ботвинник (1928–2008) свидетельствовал: «Зная негативное отношение к этой теме (Катастрофы еврейства – В. Р.) в издательстве “Белорусская Советская Энциклопедия имени П. Бровки”, я обратился к известному архитектору, видному еврейскому общественному и политическому деятелю, Председателю Союза белорусских еврейских объединений и общин Леониду Левину с просьбой написать от организации и от себя лично в издательство, чтобы оно включило в книги “Память” историю тотального геноцида еврейского населения в годы войны. Однако Л. Левин ответил: “Вы историки – это ваше дело”» (Ботвинник М. Холокост в книгах «Память» Республики Беларусь. Минск: Ковчег, 2008. С. 4).

Не могу не назвать исследуемое явление «левинщиной», тем более что сам персонаж использовал подобное словцо («гутманщина») касательно своего конкурента в еврейском общественном движении. Тут не стану подробно рассказывать о склонности Л. Левина апеллировать к белорусским чиновникам, чтобы те «разобрались» с Я. Гутманом (в 1993-м, 1997-м и позже). Пусть история рассудит, можно ли квалифицировать те обращения как доносы. Разве что напомню, что за некоторые диффамационные высказывания руководители «общины» Л. Левин, Я. Басин и др. приносили Я. Гутману извинения через суд (см.: «Авив» № 6, 2000 и т. д.).

Одним из самых одиозных проявлений «левинщины» стало заявление заслуженного архитектора в апреле 2012 г.: «Я считаю себя демократом, поэтому к эвтаназии отношусь с пониманием… эвтаназия должна быть доступна человеку, если он считает, что дни его на земле сочтены. Надо дать такую возможность больному или же его родным, которые потеряли надежду на выздоровление своего близкого. Наверное, с религиозной точки зрения это неправильно — не терпеть, не мириться с судьбой, не страдать, а, напротив, требовать избавления… Но когда посмотришь на мучения, которые выпадают на долю иного, сердце не выдерживает. За что они многим безвинным? Лучше смерть с помощью эвтаназии» (nv-online.info). Эти «демократические» размышления абсолютно противоречат как иудаизму с его уважением к жизни, так и еврейской секулярной традиции (представленной, например, в замечательной книге Виктора Франкла «Человек в поисках смысла»). Не сравнивая, эвтаназию пропагандировали нацисты в 1930-е гг., причем опирались на те же доводы, что Л. Л. в 2010-е гг. Просто не верится, что личность с подобными взглядами могла руководить еврейскими организациями, в т. ч. благотворительными, на протяжении более двух десятилетий.

Учитывая вышесказанное, немудрено, что все попытки левинских соратников поставить «общину» на ноги – экономическая программа, директором которой в конце 90-х был Михаил Шавельзон, предложения того же Шавельзона создать попечительский совет, не раз повторенные в 2010-2011 гг. – кончались «пшиком». Шаг в правильном направлении был сделан во второй половине 2014 г., когда такой совет всё же учредили (его возглавил предприниматель Михаил Гохман). Однако левинщина не исчезла после весны 2014 г. Средний возраст руководителей организации по-прежнему превышает 60 лет. Руководит ею бывший первый заместитель Левина Борис Герстен, представитель одной из древнейших профессий, который в начале 2000-х гг. втянул «Авив» в рекордное число судебных процессов на ровном месте (опровержения лживых сведений ему выпало публиковать в № 7-8, 2002, № 1-2, 2003…). Включение в «Совет общины» редактора «Советской Белоруссии» также нельзя считать сильным шагом, сколько бы статей о Катастрофе ни печаталось в подвластной ему газете и как бы его ни хвалил А. Лукашенко («талантливый», «острое перо»). Очень сомневаюсь, что редакционная политика «СБ» снижает градус юдофобии, скорее наоборот… Вот, например, какая лапша вешалась русскоязычным израильтянам во время официального визита П. Якубовича в Израиль: «Главный редактор официоза работает не в самой благоприятной обстановке. Он раскопал, кто на самом деле ликвидировал гауляйтера Беларуси Кубе. Оказывается, не три подпольщицы-белоруски, которые получили звезды героев, а гамбургский еврей-автомеханик, которых содержался в минским гетто. Скандал случился отменный, патриоты негодовали… Бьется Якубович и за то, чтобы в Минске появилась улица Маши Брускиной» (тель-авивская газета «Глобус», 05-11.11.2007).

Лично я не доверил бы Г. с Я. распределять и полшекеля: общественная деятельность – явно не их призвание. Не все знают, что П. Якубович успел еще зацепить Владимира Высоцкого в связи с его концертами в Минске (1979 г.) – см. статью «Под струнный перезвон» в «Знамя юности», 23.03.1980. В «фельетоне» отстеган минчанин Лев Лисиц (1936–2012), организатор тех концертов, который в результате отсидел 5 лет за чрезмерную предприимчивость. Многим запомнился другой едкий материал, опубликованный П. Я. («СБ», 06.03.2009). Через несколько часов после выхода газеты солигорская правозащитница Яна Полякова, которая там высмеивалась, совершила самоубийство. «Лё нишках, лё нислах».

Можно ли доверять архитекторке Галине Левиной, выбранной в 2014 г. первой заместительницей Б. Герстена? Ответ на этот вопрос ищите в книге «На ізраільскія тэмы» (Мінск, 2011, с. 61-63), а также в журнале «Arche» (№ 11, 2011, с. 208-209). В «Arche», например, д-р исторических наук подчеркнул, что дочь Л. Левина пошла в книге «Беларускае замежжа» путем «заимствований и компиляции… причем без всяких ссылок на использованные источники».

Шутки ради посоветовал бы руководителям «еврейского Союза» включить в состав своего «Совета» бывших премьер-министров Беларуси Михаила Мясниковича и Сергея Сидорского – в интервью первый президент страны заявил Григорию Иоффе, что те якобы имеют еврейские корни. «Когда страна прикажет быть евреем, у нас евреем становится любой»… Ну, а более серьезно: организация, некритично перенявшая левинское наследие, «прогибающаяся» по поводу и без (чего стоит участие в «научно-практической» конференции, организованной КГБ в конце октября 2014 г.), блестящих перспектив иметь не может. Даже если к ней присоединится весь Совет министров.

Минск, 05 марта 2015 г.

rubinczyk[at]yahoo.com

Иные мнения о Л. Левине:

www.beljews.org

http://www.kimpress.by/index.phtml?page=2&id=6135&mode=print

http://rotary.org.by/district-2230/item/715-umer-leonid-levin-zasluzhennyy-arhitektor-rb

Размещено на сайте 6 марта 2015