Европа была одарена дважды: Италией и Испанией. Попадая под очарование оливковых рощ, лазурного моря, ласкового солнца и размеренной ленивой южной жизни, домой возвращаться не хочешь. В жаркий солнечный полдень время останавливается, и кажется, что ничего кроме вот этой бутылки холодного вина, тарелки с сырами и дорады, которая еще час назад беспечно плавала в море, не существует. Испанцы и итальянцы умеют жить, любят жить… но не любят работать:) Когда на выполнение одного заказа в МакДональдсе в центре Мадрида уходит около 15-ти минут, я впадаю в недоумение (и, что скрывать, в привычное московское раздражение задержками и промедлением). И ведь не то, чтобы нельзя выполнить заказ быстрее. Можно. Но испанцы предпочитают медленно считать монетки, неспеша наливать кофе, так, как будто всем своим видом отрицают существование концепта fast food. С 2-х до 5 и по воскресеньям ничего не работает: то сиеста, то фиеста. Время, чтобы поспать, время, чтобы побыть с семьей. Slow life. В 6 вечера на пляже уже полно местных, а в магазине в центре города работает одна касса и 10 человек стоит в одну очередь. Никто не возмущается, не призывает открыть вторую кассу (хотя их четыре), все улыбаются и спокойно ждут. В Ашане тоже очередь. За сыром и хамоном. Уже электронная: берешь номерок, как в банке или налоговой, и ждешь, пока он не высветится на табло. Тогда можно подойти, и тебе отрежут кусок заветной санкционки. Мой номер 317. На табло горит 302. 302-я испанская дама преклонных лет, неспешно указывает пальцем с перстнем на различные сыры и внимательно слушает рассказ продавца о каждом из них. Она до сих пор умеет жить. Наконец, выбирает понравившийся кусок, и на табло высвечивается номер 303. Однако, человека под этим номером поблизости нет. Как и под номером 304 и 305. Я вообще уже стою одна перед прилавком и тереблю в руках клочок бумаги с цифрой 317. Мой поезд в Мадрид через полчаса, а сыра хочется. С надеждой смотрю на продавца: «ну, может, отрежешь кусочек по-быстрому, остальных людей ведь все равно нет!». Он перехватывает мой взгляд и улыбается: «hay que esperar» («надо подождать»). «Pero el tren…» (но поезд…), в отчаянии шепчу я. Заветный сыр издевательски смотрит из под стекла. Продавец тоже смотрит, но скорее с недоумением: «куда спешить?».Я остаюсь без сыра и вот уже в поезде на Мадрид любуюсь безграничными зелеными просторами Испании, усыпанными красными маками в это время года. Такая богатая и такая бедная страна. Невероятные краски цветов и обшарпанные стены. Сельскохозяйственный рай и высочайший уровень безработицы. Что это: лень или желание наслаждаться каждой минутой прожитой жизни?
Такое соблазнительное, манящее, средиземноморское опьянение, от которого приходишь в себя, когда узнаешь средний уровень зарплаты в 600 евро. Отрезвляет также, как и воды Средиземного моря, довольно прохладного в начале июня. Молодежь уезжает в более развитые страны Евросоюза в поисках лучшей жизни и хорошо оплачиваемой работы. Те, кто остаются, ищут работу по полгода. Жизненный парадокс: места с dolce vita не имеют условий для заработка денег на эту самую жизнь.
И все-таки что-то есть в этом сонном очаровании сиесты, переливающейся на солнце сангрии в бокале, увитыми цветами улочках и атмосфере полного релакса. Что-то, от чего голова отключается уже на второй день, в теле ощущается приятная ломота, и душа поет. А туризм с иммиграцией, как говорится в известном анекдоте, путать не стоит.
Продолжение следует.
Коротко об авторе:
Закончила МГУ, культуролог, кандидат наук, переводчик с английского и испанского
Опубликовано 22.12.2022 18:56