Егор Лебедок о войне и лозунгах

Когда-то Великая Отечественная война (ВОВ) для беларусов была символом большого народного горя. День Победы был действительно со слезами на глазах, люди помнили войну, потери родных и друзей, то, какой ценой досталась победа. Это объединяло беларусов. Пока отдельные лица память о ВОВ не начали использовать для обоснования своей власти, навешивания «психологических» ярлыков на политических оппонентов. А в России это еще один из способов удержания соседних государств в своей сфере и накачки ненависти к потенциальным противникам.

Горе войны стало не стимулом жить и развиваться ради памяти умерших, а поводом для поднятия планки агрессии к неугодным для дорвавшихся до власти лиц. Среди боевых ветеранов в 1945-1995 годах вряд ли можно было услышать в праздник и вообще: «Можем повторить!». Лозунг этот и стал тиражироваться, когда большинство ветеранов, кто помнил реалии войны, умерли.

Народное горе или иные массовые длительные потрясения – это хороший фундамент для проведения информационных кампаний. Стоит только приделать небольшую «надстройку». К примеру, вы противник Лукашенко и сторонник принятого в 1991 году бел-чырвона-белага флага, тогда делается по ТВ массовая кампания по приравниванию БЧБ к полицаям, что подсознательно воскрешает негативный образ у граждан и отторжение у них оппонентов Лукашенко (это 1990–2000-е годы; возобновили этот подход в 2020 году). Вы за строительство собственного государства со своими интересами, которые не совпадают с российскими? Тогда о таких людях и политиках говорят как о националистах, затем делается простое словесное смешение «национализм = нацизм», а нацизм неприемлем у нас на базисе горя ВОВ. Тем самым у граждан отторгается стремление к самостоятельному развитию, к созданию полноценного независимого государства, и, фактически, к возможности самим определять свою судьбу и судьбу потомков. Таких кампаний – по использованию памяти о ВОВ в корыстных политических целях – проведено на нашей земле очень много за 20 лет, увы. Для этих целей тема ВОВ монополизировалась удерживающими власть лицами.

В России память о Великой Отечественной войне использовали и для развития шовинистических стремлений, воплотить в жизнь которые решили Путин & Cо. Шовинизм в России сам по себе является базисом их миропонимания и самоощущения в мире. Даже после войны в Украине, думаю, многие беларусы и украинцы заметили в речах россиян, уехавших из России по причине демократических взглядов и отрицания необходимости войны, слова, отражающие этот базис: те же фразы про один народ, про не развитый достаточно язык, высокомерие к беларусам и украинцам в иной форме, которая зависит лишь от уровня интеллекта, ее выражающего. Что уж говорить о тех, кто сидит на «игле» российской пропаганды.

Изначально символизм ВОВ Россией использовался на постсоветском пространстве для воскрешения памяти о едином советском народе и едином горе c целью склонения граждан тех стран к России (т. е. как мягкая сила). Но, кроме прошлого, в идейном плане России было нечего предложить соседним странам, особенно на фоне открытого и бурно развивающегося мира с технологиями, правами человека, возможностями самореализации и т.д. Поэтому реализация имперских, шовинистических идей пошла по единственно доступному России сценарию – силовым путем: Грузия в 2008 году, и наиболее явно Крым и Донбасс в 2014 году.

Для ведения захватнических войн население и особенно военных нужно: 1) накачать ненавистью, 2) показать, что противник слаб и победа будет праведной. В том числе для этого 8 лет в России ВОВ возводилась в культ, названный вполне обоснованно победобесием. Это «бесие» и выразилось 24 февраля 2022 года (хотя, возможно, еще и не в полной мере).

Во время подготовки к войне с Украиной и поcле ее начала российское победобесие перебросилось в Беларусь. С прошлого года создан ряд телеграм-каналов различных частей Вооруженных Сил Беларуси. Ведут ли их беларусы или всё же россияне (как российский «десант» СМИ в 2020 году), пока сложно сказать точно. Эти каналы полностью транслируют сугубо российскую повестку дня и идеологические нарративы, за исключением обязательной рассылки замполитами в эти каналы некоторых событий из частей.

Для примера на фото приведены скрины с канала якобы 50-й смешанной авиабазы в Мачулищах и канала как бы белорусских силовиков, возникшего уже после начала войны. Во всех белканалах (имеющих отношение к силовикам и «госам») распространяют лозунг «Мы помним» [о войне и Победе]. Оба поста на фото как раз опровергают этот лозунг.

Суть первого поста – показать крутость советских и российских воинов на фоне остальных в мире, т.е. что победить других будет легко. Но уровень памяти о ВОВ у авторов очень плох, если они беларусы, конечно. Дело в том, что территория БССР, на которой размещалась Красная армия (это та, что «от тайги до британских морей всех сильней»), была оккупирована немцами в 1941 году за те же 37-39 дней. (Тут у автора неточноcтьГомель Краcная армия cдала лишь 19 авгуcта 1941 г., а Калинковичи и Мозырь 22-го, т.е. через два меcяца поcле начала войныред.). Во Франции немцы взяли в плен около 1 млн. французских военных. Минск был оккупирован уже 28 июня. И только под Минском были взяты в плен около 300 тыс. советских военных. Дело здесь не в трусости французов или советских солдат, а в новом на то время способе ведения войны – пресловутом блицкриге. С одной лишь разницей. Французы этот способ могли видеть только с сентября 1939 по май 1940 на примере действий немцев в Польше и Норвегии, времени для построения обороны с учетом ведения блицкрига было мало. СССР же мог понять это и на примере Франции, и имел время продумать и выстроить полноценную оборону с учетом новшеств в военном деле. Но, как показывают документы первых дней войны, оборона была концептуально вполне себе старой, что и привело к пленению и гибели сотен тысяч в первые недели войны. Кстати, еще один пункт российского победобесия и шовинизма – это приписывание победы исключительно себе, полное игнорирование союзников и других театров военных дейcтвий. В Беларуси по понятным причинам это не столь развито, разве что с упором на советский народ.

Второй скрин тоже направлен на крутость советских и других военных, а ещё на принижение стойкости и умений украинских воинов, обороняющих Мариуполь. Тут снова «память» подвела. «Блокада Сталинграда» – это вообще что-то новое в истории, но ладно. Важнее то, что Брестская крепость-герой, столь значимая для беларусского народа, на мужестве защитников которой воспитывают несколько поколений военных, на данный пьедестал вообще бы не попала, поскольку продержалась только 32 дня (а активные боевые действия шли около 8 дней). Ладно весь Мариуполь, но даже район «Азовсталь» при резком ограничении ресурсов уже около 20 дней эффективно обороняется под российскими бомбардировками и обстрелами артиллерией. Нормальный военный может ненавидеть врага, но при этом и уважает умелые действия противника. А не как подросток пытается его дискредитировать, но, не обладая знаниями и умом, дискредитирует себя или своих, как на приведенном скрине.

Оба моих деда воевали во Вторую мировую войну, были награждены медалями, включая «За отвагу». Они достойны памяти об их подвиге и уважения. Увы, из-за событий последних двадцати лет память о них, как и обо всех участниках той войны, всё больше затирается и дискредитируется в угоду удержания власти и рудиментарных имперских желаний.

Всё же, с Днем Победы! После войны России с Украиной и нашего в ней участия «отмывать» этот праздник придется долго.

Повторю, как и раньше: деды – молодцы, а использующие память о них для оправдания своей чернухи – подлецы!

Публикация в фейcбуке 9 мая 2022 г., 00:53

Перевод на белоруccкий – по ccылке

O Егоре Лебедке cм. здеcь

Опубликовано 12.05.2022  15:25