В. Рубинчик. Фейхтвангер отдыхает

Снова здорОво! Не знаю, как вам, а мне «первое лицо государства» где-то чуть-чуть и жаль. Его имиджмейкеры, как бы они ни назывались cогласно штатному расписанию, воленс-неволенс топчут репутацию «вождя».

Неужто всего 10 млн изъеденных молью инфляцией баксов было выделено на «госпереворот»? Выходит, стоило каждому из жителей Синеокой скинуться по три рубля, и?.. Гонорар снайперу – миллион долларов за убийство главы государства – вообще курам на смех. Я, конечно, не спец в пальбе по президентам, но, по-моему, для киллеров, особенно западных, это уже давно не деньги. Даже если допустить, что такая сумма где-то промелькнула в оперативных материалах, не стоило «главному» её озвучивать: обесценил он себя, обесценил. За убийство азербайджанского «вора в законе» в прошлом году обещали несколько миллионов американских денег…

Или что это за встреча – «президент vs. депутат Верховной рады Украины»? Если уж ты «и. о. царя», встречаться бы тебе со своим коллегой (заодно поучить его дипломатичности тет-а-тет, а не за глаза), в крайнем случае – с премьер-министром… Правда, Евгений Шевченко, один из 450 депутатов Рады, баллотировался от вроде как правящей в Украине партии «Слуга народа» – чем и интересен белорусскому агитпропу: визит, очевидно, призван был показать, что элита соседей неоднородна в своём отношении к здешнему режиму. Тем не менее касательно «гостей президента» вспомнился древний анекдот… Про «так мы скоро до мышей дое**мся».

И ладно бы сей Шевченко был столь же талантлив, как его однофамилец из XIX века, так ведь, судя по интервью, очередной наивняк или суперциник: «Вы уникальный народ, потому что вы ничего не разрушили и всё сохранили. А после всё это ещё и приумножили и модернизировали. У нас, к сожалению, была другая политика: где-то приватизировали, где-то просто останавливали предприятия».

Да, во время своих поездок в Украину середины 2010-х гг. я заметил – есть у части её жителей тяга верить, что у нас тут всё сохранилось с советских времён, цветёт, пахнет и неплохо работает. Но государственный человек должен сначала думать, а потом говорить, нет?..

Посмотрим для примера на один регион – Полоцкий. Там живёт предприниматель Александр Лукашок, с которым когда-то доводилось контактировать по шахматным делам. Ему под 40, он – большой босс в «Республиканской партии труда и справедливости», традиционно лояльной к власти. Всё-таки сей представитель РПТС три года назад возмутился тем, что происходило на его родине в XXI веке: «“Каждый год уничтожь один заводтаков лозунг местных руководителей». И составил таблицу в подкрепление своих слов:

Крупные промышленные предприятия, уничтоженные в г. Полоцке за последние годы:

Наименование предприятия Год основания / реорганизации Год уничтожения
Полоцкая мебельная фабрика 1956 2002
Полоцкий завод железобетонных изделий 1946 2003
Полоцкий комбинат строительных материалов 1929 2005
Полоцкий рыбозавод 1931 2005
Фариновский домостроительный комбинат 1990 2007
Полоцкий комбинат надомного труда 1974 2009
Полоцкий мясокомбинат 1931/1988 2010
Полоцкая фабрика художественных изделий «София» 1945 2012
Полоцкое производственное объединение по производственно-техническому обслуживанию сельского хозяйства (Сельхозтехника) 1961 2012
Полоцкий завод «Проммашремонт» (Авторемзавод) 1947 2013
Полоцкий льнозавод 1952 2014
Полоцкая универсальная база 1944 2017
Строительно-монтажный трест № 22 1989 Ликвидация с 2016
Полоцкий винодельческий завод 1929 Ликвидация с 2016

Каждый случай я не проверял, однако не имею причин не доверять сведениям о крахе региональных предприятий. Нечто подобное наблюдал в Щучине Гродненской области (закрытие хлебозавода, МПМК…), да и в Минске, где к концу 2000-х обанкротился и был ликвидирован, в частности, фарфоровый завод по ул. Кропоткина.

А. Лукашок приложил к своей статье «шокирующие» снимки, подчеркнув, что с сельским хозяйством в Полоцком районе тоже так себе. Вот с выводом о том, что виновата «декоммунизация», я вряд ли соглашусь…

В любом случае, не следовало Е. Шевченко корчить из себя Лиона Фейхтвангера, знающего подноготную лучше, чем обитатели страны, «осчастливленной» его визитом (ср. «Москва-1937»): «Лукашенко олицетворяет справедливость» и т. д.

В Минске живёт моложавый сталинист Иван Турлай – кандидат экономических наук, работал в министерстве иностранных дел и БГУ… Недавно опубликовал книженцию с характерным названием: «Нацистский путч 2020 года в Беларуси. Батька, держись!» Даже он, при своём пиетете к «Батьке» и вере в то, что на «выборах» А. Л. набрал 80%, ещё в 2018 г. усматривал в стране массу проблем:

лоббирование бизнесменами и инвесторами с большими капиталами своих коммерческих проектов на государственном уровне в ущерб интересам общества, влияние административного ресурса на успех приближенных частных предпринимателей;

факты коррупции и кумовства во властных структурах, а также крупных хищений в окологосударственной бизнес-среде;

использование некоторыми чиновниками своих полномочий не для служения народу, а в целях личного обогащения и карьеры, их отстраненность от необходимости решения насущных вопросов простых людей;

больший престиж в обществе (исходя из возможностей заработка и самореализации) банковско-финансовой и торгово-посреднической деятельности, а не науки, образования, культуры, здравоохранения;

формальное отношение к проведению государственной идеологической работы.

Симптомы в общем-то правильно описаны; другое дело, что автор предлагал «методы лечения», характерные для СССР 1930-х годов… За что и пострадал: похоже, его опусы отказывалась брать на реализацию «Академкнига», да и для госиздательств И. Турлай стал чересчур радикальным. Лишнее подтверждение того, что в современной Беларуси возможно лишь фрагментарное возрождение сталинизма: нет и не будет у него массовой поддержки.

Впрочем, и фрагменты выглядят отталкивающе. Акцент на признательных показаниях по делу о «покушении на президента» напоминает подготовку к пресловутым процессам с участием Андрея Вышинского… И мог ли я подумать лет 30 назад, когда приобрёл в букинистическом на проспекте Скорины сборник лауреата Сталинской премии III степени Платона Воронько и со смехом зачитывал из него отдельные перлы классным товарищам, что в 2021 г. нечто подобное снова будет публиковаться всерьёз, да ещё для чтения с компьютера?

Это Воронько! (Пер. с укр. П. Шубина)

А эти стихи жительницы Бобруйского района рекомендует журналистка sb.by Марина Кузьмич (09.04.2021)

«Словно бы ответ» землячке от бобруйчанина Дмитрия Растаева, который отнюдь не перестал публиковаться в масс-медиа (но этот стих я взял из fb-аккаунта Дмитрия, 26.04.2021):

Намёк мой и прозрачнее воды

и тоньше самых трепетных травинок:

как всё же символично, что Дрозды

стоят через дорогу от Новинок.

Бизнесмен Александр Малашко по-шахматному считает, что у главного «дроздуна» цугцванг: «Каждый шаг, все, что он делает, приводит его в худшую позицию. Чем он жёстче, чем больше издаёт сумасшедших законов, тем быстрее даже не сук пилит, на котором сидит, а выкорчевывает лес, который сам садил. С каждым событием всё больше и больше изменяется и сознание людей. Их отправляют за решетку, репрессируют… То есть власти продолжают гнуть ту же ветку, и рано или поздно она сломается» (gazetaby.com, 27.04.2021). Очень хочется верить вместе с Малашко, что «перемен осталось ждать совсем недолго», но я-то ждал их полжизни.

Д. Растаев и А. Малашко. Фото: shanson-e.tk и «Салідарнасць»

Режим ожидания не сильно мешает подмечать всякие курьёзы. Например, Взяткин – отличная фамилия для чиновника!

Возможно, Ляпкин-Тяпкин было бы ещё круче, но уж имеем, что имеем.

Влияние фамилии на судьбу – тема, которую нельзя недооценивать. Яков Сусленский, сидевший в советской тюрьме и рассылавший жалобы по разным адресам, знал в теме толк:

Как было обойти Марию Ивановну с такой выразительной фамилией – Поросенкова? Владимирская газета «Призыв», подавая список депутатов Владимирского областного совета депутатов трудящихся 18 июня 1975 года, сообщила, что М. И. Поросенкова является заведующей фермой. А какой именно, не указала. Пришлось домысливать.

Помнится, во времена Сперанского, когда шла кампания поголовной фамилизации, то фамилии многим давались в зависимости от их рода занятий: Кузнецов, Аптекарь, Учитель, Подметайлов. И я пошёл таким путём, но в обратном направлении: посчитал, что М. И. Поросенкова должна заведовать свиноводческой фермой. Но дал маху: она заведовала молочной.

Это из книги «Перо моё – враг мой» (Иерусалим, 1999). А ведь и правда, существует какая-то вербальная магия – случайно ли в сентябре 2020 г. Виталий и Владислав Кузнечики, отец и сын, гонимые здешними властями, перепрыгнули забор посольства Швеции в Минске? Вскоре Секретариат Управления Верховного комиссара ООН по правам человека прислал письмо от Комитета против пыток по ситуации с Кузнечиками, в результате чего их не выдали властям Беларуси. Кажется, прыгуны доселе живут на территории посольства.

Министр внутренних дел 2019–2020 гг. Караев сделал многое для того, чтобы оправдать свою грозную фамилию… Зато комично для тех, кто мало-мальски знаком с ивритом, прозвучала новость о недавнем визите посла РБ Евгения Воробьёва в израильский технопарк «Ципорит» (условно говоря, «Птичий»). Как сказал бы тов. Макробий, similis simili gaudet – «подобный подобному радуется».

Две недели назад рассказывал о позорных «жировках», рассылаемых в Минске. Мне такая тоже пришла, обратился к ответственным с вопросами… Не я один, как выяснилось. «Ответственные» ответить мне (пока) не соизволили, но кого-то из минчан таки заверили 27.04.2021, что «Текст предоставленной информации соответствует государственной политике по сохранению исторической памяти и правдивости развития белорусского государства». Окей, я давно подозревал, что «Джельсомино в стране лгунов» Джанни Родари – весьма актуальная для нас сказка.

Кстати, о бело-красно-белых нашивках, с которыми «жгли Хатынь» и проч. Аналитик Егор Лебедок отчитался об опыте переписки с Белорусским государственным архивом кинофотофонодокументов:

Написал запрос с просьбой составить список имеющихся в Архиве фото- и кинодокументов за период 1939-1946 годы с запечатленными на них людьми под бело-красно-белым флагом или гербом «Погоня» (или с аналогичной расцветки шевронами и иными опознавательными знаками), которые охраняют, конвоируют, пытают или убивают других людей. Оплатил эту услугу (всё-таки объем работ хороший) и получил ответ: «в фондах архива по интересующей Вас теме фото- и кино-документов не выявлено».

Е. Лебедок

Кому-то может показаться, что обращение было признаком слабости (вроде как «змагары оправдываются»), но в стратегическом плане кандидат наук Лебедок сделал верный ход.

Вольф Рубинчик, г. Минск

27.04.2021

wrubinchyk[at]gmail.com

Опубликовано 27.04.2021  23:49