«Евреи, немцы и нефть – наш лучший экспорт»

Автор:

В номере: 2014

S1

Как социалистическая Румыния «живым товаром» торговала

Эти слова принадлежат румынскому диктатору Николае Чаушеску, который правил Румынией с 1965г. и был расстрелян по приговору военного трибунала в 1989 г. И это были не только слова, но и дела. За две недели до свержения и казни диктатору был отправлен последний отчет о доходах Румынии от «продажи» евреев и немцев.

Чаушеску не был автором этой «гениальной» идеи, торговать «живым товаром», которого в Румынии было достаточно: 350 тыс. оставшихся после Холокоста евреев и 300 тыс. Volksdeutsche. Ещё его предшественник Георгиу-Деж начал рассматривать румынских евреев и немцев как предмет выгодной торговли с Израилем и Германией по принципу монтёра Мечникова из романа «12 стульев»: утром — деньги (и желательно налом!), вечером — евреи (или немцы). Но именно Чаушеску поставил это дело на поток, и бартер заменил исключительно чистым налом.

Утром – деньги, вечером – евреи

ПочемуРумыния оказалась единственной страной советского блока, которая не разорвала дипломатических отношений с Израилем после Шестидневной войны? На этот вопрос долгое время не было ответа. Теперь, после открытия части румынских архивов, картина прояснилась.

С одной стороны, румынские коммунисты испытывали серьёзные экономические трудности: страна нуждалась в западной технике и валюте. С другой — еврейское государство, окруженное ненавидящими его арабскими соседями, так же остро нуждалось в новых эмигрантах. Налицо было совпадение государственных интересов с обеих сторон. А спрос рождает предложения.

Первоначально выкуп евреев из Румынии шел за счёт самих же евреев через посредника сигуранцы (румынского КГБ), еврейского бизнесмена в Лондоне Генри Якобера. Именно через него румынские власти получали за каждого еврея от 4-х до 6 тысяч долларов.  Схема сделки была следующая. Якобер сообщал в Бухарест имя эмигранта, там определяли сумму выкупа и пересылали информацию в Лондон. В свою очередь Якобер сообщал этому эмигранту сумму и номер своего счета в одном из швейцарских банков. Когда эмигрант достигал Израиля, Якобер переводил оговоренную сумму правительству Румынии.

Когда об этом узнали в Израиле, то к Якоберу пришли вежливые немногословные люди и сделали ему предложение, от которого нельзя было отказаться: ему намекнули, что река Темза очень глубока, а еврейская эмиграция — это не частное дело. Якобер предложение радостно (Темза всё-таки!) принял и стал уже «слугой двух господ»: Израиля и Румынии.

Румынам было предложено в обмен на эмиграцию 500 евреев построить в Румынии автоматизированную куриную ферму-фабрику, продукция которой пойдет на экспорт. Фабрика была построена. Ее посетил президент страны Георгиу-Деж, он одобрил этот эксперимент, и вскоре Израиль построил в Румынии ещё пять таких ферм. Их продукция шла на экспорт в западные страны, и румыны получали нужную им валюту.

Пришедший в 1965 году к власти в Румынии Николае Чаушеску нашел этот старый способ продажи евреев неэффективным и устаревшим. Он отказался от услуг Якобера и стал вести дела непосредственно с представителями правительства Израиля. Он сразу заявил, что никакой бартер его не устраивает, и он желает получать определенную сумму за каждую еврейскую голову только наличными. Величина этой суммы зависела от возраста, образования, профессии и семейного положения каждого эмигранта.

Начиная с этого времени, в посольствах Румынии разных стран Европы (ФРГ, Австрия, Швейцария) представитель Израиля встречался с агентом румынской сигуранцы. Румын привозил список евреев, которым будет разрешена эмиграция, а израильтянин отдавал взамен чемоданчик с долларами.

В этой шпионской истории бывали и весёлые моменты. Однажды агент сигуранцы, которому его израильский коллега передал в Цюрихе очередной чемоданчик с 1 млн. долларов, забыл его в ресторане перед посадкой на самолёт. Швейцарские Штирлицы чемоданчик растяпе вернули, но обоих агентов объявили «персоной нон грата».

Хотя израильские власти платили в среднем по две тысячи долларов за каждого эмигранта, румынское руководство запросило дополнительно 250 тысяч долларов за «специальные дела».

Всего в период 1948-1989 гг. израильские агенты заплатили румынскому правительству миллионы долларов за разрешение румынским евреям эмигрировать в Израиль. За этот же период 280 тысяч румынских евреев покинули страну и переселились в Израиль. Подавляющее количество этих эмигрантов было продано: частично в обмен на поставки нефтедобывающей и сельскохозяйственной техники, а большинство — за иностранную валюту. Эта торговля людьми происходила за прочной завесой секретности, как румынского, так и израильского правительств.

S2

Утром – деньги, вечером – немцы

Успех этой операции вдохновил Чаушеску, и он решил продавать не только евреев, но и этнических немцев. Технология, отработанная на евреях, по его мнению, годилась и для немцев. Когда немецкий канцлер Вилли Брандт начал проводить свою новую восточную политику (neue Ostpolitik), между Германией и Румынией были в 1967 г. восстановлены дипломатические отношения (см. фото). А два года спустя было подписано, как полагается, совершенно секретное соглашение об эмиграции этнических румынских немцев в обмен на валюту. Причём соглашение было настолько секретным, что в качестве партнёра Румынии выступала не ФРГ, а частное лицо под псевдонимом «Эдуард» — немецкий адвокат, депутат бундестага от ХДС Хайнц-Гюнтер Хюш (Heinz-Guenther Huesch).

Фактически это была политико-коммерческая сделка купли-продажи с фиксированной ценой каждой немецкой головы. С немецкой педантичностью в соглашении оговаривались цены (DM): 1800 — за пенсионера, 2900 – за квалифицированного рабочего, 7000 – за студента и 11000 — за выпускника университета. Но это были только стартовые цифры. По словам Хюша, чем было больше трудностей в экономике Румынии, тем выше были ставки сигуранцы. Так, в 60-е годы средняя цена (в DM) за одну немецкую душу была 1500, в 70-е – (5-8) тыс., а в 80-е поднялась до 12 тыс.

Из этих денег оплачивался госдолг Румынии и спецоборудование для сигуранцы.

Ключевой фигурой в этой сделке (немецкий аналог Якобера) был Хюш, он же «Эдуард». Он метался между Бухарестом, Бонном, Парижем, Веной, Римом и Стокгольмом до тех пор, пока не были согласованы все детали сделки. Румыны требовали задатка в размере 200 тыс. DM. Дело было опасное, и Хюш, кроме чемоданчика с валютой, всегда имел при себе пистолет. Никаких расписок в получении этих денег румыны не давали. Штирлиц отдыхает!

Оговоренные в соглашении цены не учитывали запредельную коррумпированность румынских чиновников, которые даже за официально разрешённый выезд брали себе с каждого эмигранта солидную сумму. Плюс оплата принудительного выхода из румынского гражданства и полученного в Румынии образования. Такая же ситуация была и у еврейских эмигрантов. До боли знакомая нам картина!

Всего за эмиграцию 250 тыс. этнических немцев в период между 1968 и 1989 гг. Германия заплатила Румынии, по оценкам самого Хюша, более полутора миллиардов DM. Из них только на взятки румынам потрачено по разным оценкам от 200 до 250 млн. DM. Операция продолжалась и при последующих немецких канцлерах Гельмуте Шмидте и Гельмуте Коле. За свои «заслуги» перед Германией Чаушеску был удостоен (см. фото) высшей награды немецкого государства для глав правительств – большого креста особой степени ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» (die Sonderstufe des Großkreuzes des Bundesverdienstkreuzes).

Таким образом диктатор Чаушеску оказался в одной компании с Президентом Чехии Вацлавом Гавелом, королём Иордании Хуссейном, королевой Нидерландов Беатрикс и президентом США Бушем-старшим. Политика, однако!

Думаю, что и Израиль не поскупился бы ради святого дела на какой-нибудь орден для Чаушеску. Да вот незадача: в Израиле есть, в основном, только военные награды и только одна гражданская – «Президентская медаль отличия», да и та была учреждена только в 2012 г. Не повезло Чаушеску с евреями.

Сам адвокат Хюш считает эту операцию законной и гуманной: «Мы не нарушили ни одного закона и успешно провели большую гуманитарную акцию».

В 2006 г. Президент Румынии Траян Башеску, выступая в румынском парламенте, осудил, как он выразился, «продажу евреев и немцев коммунистическим режимом» и принёс этим людям официальные извинения. Однако соответствующие документы сигуранцы и немецких спецслужб до сих пор засекречены.

P.S. В статье использованы материалы книг сотрудника американского музея Холокоста, профессора Иоанида Раду «Выкуп евреев: история экстраординарной секретной сделки между Румынией и Израилем» и бывшего шефа румынской контрразведки при Чаушеску Пачепы «Красные горизонты», а также документального фильма «Deutsche gegen Devisen – Ein Geschäft im Kalten Krieg» режиссёра Развана Георгеску (ARD- первый канал немецкого телевидения).

Оригинал здесь

Размещено на обновляющемся сайте 1 ноября 2014