Monthly Archives: April 2011

Чернобыль: 25 лет спустя


«The New Times» 18 апреля 2011

Академик Евгений Велихов: «Саркофаг был рассчитан строителями на 10 лет. Прошло 25…»

Чернобыль как машина времени

222

April 26, 2011 10:29

 


Я попал в Чернобыль ровно год назад. Вместе с известным украинским режиссером-документалистом Сергеем Буковским мы поехали, как у нас в кино говорят, «осматривать натуру» для съемок фильма нового проекта к 20-летию распада СССР для телеканала ARTE.

В Зоне теперь построили гостиницу барачного типа для иностранцев. Налаживают турбизнес. Говорят, один день прогулки будет стоить около 200 долларов.

Мы побывали не только в Припяти, куда, собственно, и будут возить интуристов. Объехали довольно внушительный диаметр вокруг – сначала почти до самой границы с Белоруссией, потом километров 60 на юг, потом на северо-запад.

Не буду останавливаться на личных впечатлениях – их много, и обо всех не расскажешь. Скажу только о главном. Об ощущении невероятного путешествия на машине времени, которым, собственно, и является поездка в Зону.

Остановившееся, законсервированное время излета советской эпохи – вот что такое Чернобыль сегодня. Его приметы повсюду – на стендах о соцсоревновании, на лозунгах и панно Дворца культуры, в разрушенных школах, в газетах на полах зарастающих исполинскими травами изб с провалившимися крышами.

Вспоминается Макондо Габриэля Маркеса – самый точный образ выморочной литературной реальности, ставшей абсолютно зримой материальной явью.

Полесские джунгли неумолимо поглощают последние на планете останки советской цивилизации. То, что не под силу флоре, по зубам фауне – повсюду следы кабаньего, лосиного, волчьего присутствия. Зайцев и лис мы видели прямо среди бела дня, и неоднократно. По словам сопровождавшего нас биолога, развелось очень много мышевидных грызунов. Однако никаких особых «мутаций», о которых писали в конце 80-х, сейчас вроде бы не наблюдают.

В Зоне по-прежнему живут люди, и не самоселы, а вернувшиеся в свои хаты старики. Они официально не существуют, по бумагам не проходят, в выборах не участвуют. Но власть милостива – закрывая глаза на их «официальное» несуществование, она все же раз в неделю подвозит им фургончик-автолавку, а раз в месяц – почтальона с пенсиями. В некоторых селах поставили рации, у многих есть подаренные детьми «мобилки».

Периодически в Зоне отлавливают людей, скрывающихся от правосудия, и армейских дезертиров. Рекорд поставил один сбежавший из армии хлопец, поселившейся в брошенной хате и промышлявший рыбалкой и охотой почти полгода. Его быт был полностью налажен: в деревнях по-прежнему можно найти все необходимое – от швейной иголки до трактора.

Раз в год, обычно на Пасху, сюда разрешают приезжать на кладбище родственникам похороненных здесь людей. Вот и в этом году разрешили. Люди приезжают на автобусе, а дальше разъезжаются по своим селам. В первые после аварии годы многие поджигали свои хаты, из-за чего возник страшный пожар 92-го года когда, говорят, горело ползоны.

Отчего жгли – со зла? От отчаяния? Думаю, что скорее всего это была реакция на невыносимый для разума абсурд здешней реальности. Потому что здесь, в Зоне, наглядно и зримо явлена метафора не производственной катастрофы атомного энергоблока, а тотального полураспада всего строя жизни трех-четырех поколений новой исторической общности – советского народа. Да и вообще тотального крушения всей химеры советской реальности. Которая была не чем иным, как попыткой восстания злых сил против самих основ Жизни. Против естественных форм бытия. Против основ мироздания.

Думаю, что возврат к «советскому», столь усиленно культивируемый с приходом к власти людей, про которых одна еврейская бабушка сказала мне очень точно «да они все давно умерли, но их забыли похоронить», – так вот, это возвращение власти Не-бытия, не-Жизни, а точнее, Антижизни в Бытие и в Жизнь. Танатоса в Эрос. Сила, которую называют Природа, Жизнь, Бытие, Бог, никогда не прощает этого.

Стоит прокатиться на этой доступной всем машине времени, чтобы очень отчетливо, всей кожей это почувствовать. И понять потом, что никакие точки еще не поставлены. В этом, по-моему, и заключается главный урок Чернобыля.

В окрестностях Чернобыля. Фото Валерия Балаяна

В окрестностях Чернобыля. Фото Валерия Балаяна

В окрестностях Чернобыля. Фото Валерия Балаяна

В окрестностях Чернобыля. Фото Валерия Балаяна

В окрестностях Чернобыля. Фото Валерия Балаяна

В окрестностях Чернобыля. Фото Валерия Балаяна

Материалы по теме:

Чернобыль: что мы знаем 25 лет спустя

Илья Колмановский  http://www.snob.ru/thread/43#entry_34634

Мультимедийный дневник из Чернобыльской зоны
 26.04.2011 / 14:10 /
http://naviny.by/rubrics/society/2011/04/26/ic_articles_116_173359/

Председатель израильского союза ликвидаторов о кошмаре Чернобыля. Интервью
// NEWSru.co.il // В Израиле // 26 апреля 2011 г.

Лукашенко заявил, что у Януковича «вшивости хватает», а Баррозу обозвал «козлом»

Газета. Ru  26.04.2011 18:07 

Гонки со смертью. Первый в истории «советский» этап велогонки мира стартовал в Киеве 6 мая 1986 года

Александр Малков

СОБЫТИЕ ДНЯ. 25 ЛЕТ ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ КАТАСТРОФЕ
СВИДЕТЕЛЬСТВО ОЧЕВИДЦЕВ

Случилось это четверть века назад. 5 мая вечером был подписан в печать номер «Советского спорта» со знаком радиационной опасности на первой полосе. При том, что никакой опасности тогда мы не осознавали…

«Хочешь съездить на велогонку Мира? Вопрос главного показался издевательским. Кто же откажется пару недель покататься по Европе? Тем более, детали опускаю, я года два западнее Таллина (тогда еще с одним «н») не забирался. Велогонка вновь распахивала окно в мир, будоража творческие фантазии. И меня, конечно, ничуть не смущало, что в тот момент я не отличал туклипса от турнепса.

Для начала вступил в контакт с Виктором Капитоновым. Тот лишь недавно сдал пост наставника советской сборной и вызвался просветить неофита. Олимпийский чемпион принял меня на Рублевке – еще свободной от царских хором и глухих заборов с камерами слежения. Контакт проходил в невзрачном деревенском домике. Под шашлык и напиток марки «самогон». После чего хозяин бодро сел за руль престижной в ту пору «Волги» и с пугающей скоростью (пробок не было и в помине), но строго в рамках ПДД доставил меня к метро.

Потом слетал в Сочи, где шоссейники готовились к грядущему испытанию. Перед очередным велозаездом договорился с Александром Гусятниковым, главным тренером, поехать следом в «техничке». Хотел понаблюдать караван в реальном времени. Впечатлений получил массу. Вместе с приступами тошноты и телесными ушибами. От болтанки в тесном кузове на горных серпантинах.

К чему эти подробности? А к тому, чтобы читатели уяснили, насколько ответственно автор отнесся к своей миссии. Ответственность усугубляло немаловажное обстоятельство: велогонка Мира-86 принципиально отличалась от предыдущих. Если те проходили по дорогам ГДР, ЧССР и ПНР, символизируя нерасторжимую связь братских нам республик в борьбе за мир и дружбу, то эта должна была стартовать в СССР – колыбели идеалов прогрессивного человечества.

А потом перебраться из Киева в соцлагерь по воздушному мосту.

Еще в Москве, получив от киевского собкора Бориса Гопника свежую порцию новостей о подготовке к старту, я понес заметку в секретариат. По дороге-то (барабанная дробь!!!) меня и осенило.

– Слава, – говорю выпускающему. – Иллюстрация бы не помешала, а у меня – шаром покати. Но есть идея.

Тут же, взяв карандаш, я ее изобразил: «Вот круг – это Киев. А вокруг – три лепестка, как три этапа гонки. Усек?»

Выпускающий Варывдин, живописи не чуждый, догнал сразу…

Нам и в голову не пришло, что мое творение и значок, предупреждающий о радиации, похожи как две капли воды. Взрыв в Чернобыле еще не прогремел…

Ассоциации появятся позже. Уже в Киеве.

Когда увижу на вокзале толпы, штурмующие поезда.

Когда услышу советы хорошо осведомленных аборигенов: как можно реже появляться на улице, по крайней мере в дождь, и почаще прибегать к водке (она якобы помогала от радиации, но отсутствовала в природе по причине сухого «горбачевского» закона).

Когда наконец перед посадкой в самолет буду наблюдать из очереди у рамки, фиксирующей вредные излучения, как массажиста нашей команды заставят снять кроссовки. На борт поклонник здорового образа жизни поднимется босиком – расплата за пробежки по изумрудным киевским газонам…

В те дни радиационный фон в Киеве превышал норму раз в 500. Хотя радио вещало про вполне безобидные 0,34 миллирентгена в час. Но и этой скупой, помноженной на слухи, информации хватало для паники. Город опустел наполовину…

В сотне километров отсюда, в Чернобыле и Припяти, тысячи специалистов боролись с невидимой смертью. А здесь время словно остановилось. Товарищи, ответственные за массовку, исправно обеспечивали флажками шеренги пионеров. Над толпой не раскрывались зонтики, когда пару раз с безоблачного неба вдруг проливался ласковый дождик. Не было зонтиков и уж тем более дозиметров. Зато секундомеры включались строго по графику. Механизм велогонки работал безотказно. Журналисты строчили бодрые репортажи…

Как выяснится много позже, с погодой Киеву тогда здорово повезло. Солнце припекало, и мощные потоки воздуха возносили радиоактивную грязь в голубые небеса. А сильный юго-восточный ветер относил выбросы из горящего реактора в леса Брянщины, Белоруссии и далее – вплоть до Скандинавии. Будь иначе…

А завесу тумана мне приоткрыл уже по пути в Варшаву фотограф из ТАСС Валерий Зуфаров, оказавшийся в соседнем кресле. Он исхитрился полетать на вертолете спасателей над аварийной АЭС и с чувством законной профессиональной гордости показал снимки. Технически безупречные, но жуткие по сути.

Эти «веселые картинки» принесут ему несколько международных премий. Они же станут причиной преждевременной (всего через десять лет!) смерти этого талантливого и жизнелюбивого человека…

Пусть говорят. От Чернобыля до Фукусимы

http://www.1tv.ru/videoarchive/32254

Волки в зоне (1990)
http://www.youtube.com/watch?v=eiKSvIJ9nm8
Режиссер: Виктор Дерюгин
Сценарист: Анатолий Делендик
Оператор: Владимир Кислицын
Художник: Владимир Ефимов
“Импульс” (Минск), “Бенефис” (Ленинград)

Актеры: Юозас Киселюс, Станислав Садальский, Виктор Костромин, Марина Гайзидорская, Виктор Михайлов, Витаутас Томкус, Михаил Пахоменко, Виталий Зикора, Владимир Толоконников, Андрей Дударенко, Евгений Крыжановский, Михаил Петров, Кахабер Шарабидзе.

В основе фильма факты чернобыльской трагедии и ликвидации аварии. Герои этого фильма мародер Семен, сбывающий зараженную технику, его бывший сослуживец Стас, капитан милиции, в недавнем прошлом ликвидатор аварии и некий Человек-Зона, наблюдающий за событиями. Брошенные людьми вещи, драгоценности и техника становятся легкой добычей преступников, действующих под прикрытием властей и милиции. Положить конец этому беспределу берутся бывший капитан милиции Родион и его напарник Стас.

Каспаров в “Теме” Листьева и многое другое

ТЕМА с участием Гарри Каспарова 1993 г.
http://www.youtube.com/watch?v=fGADXimbtDc&feature=related – 1/3
http://www.youtube.com/watch?v=snl9R4H5EZk&feature=related – 2/3
http://www.youtube.com/watch?v=-tmxq9fXz0Y&feature=related – 3/3

Речь Гарри Каспарова на съезде “Другой России”  октябрь 2007
http://www.youtube.com/watch?v=8wNuFO12fm0&feature=related 

Марш несогласных, митинг: Гарри Каспаров 24 ноября 2007
http://www.youtube.com/watch?v=wVeM70pW7YM&NR=1

Нападение ОМОНа на Гарри Каспарова во время “Марша несогласных” в Москве 24 ноября 2007
http://www.youtube.com/watch?v=y7nXT-DMEVs&feature=related

Первое интервью Каспарова после своего освобождения. 29 ноября 2007

http://www.youtube.com/watch?v=Sy9v2FiEkIg&feature=related

Выступление Гарри Каспарова на Всероссийском Гражданском Конгрессе в Москве 12 декабря 2007 года.
http://www.youtube.com/watch?v=SU1f85LolXg&feature=related

Интервью Гарри Каспарова для арабского телеканала “Al Jazeera”, январь 2008

http://www.youtube.com/watch?v=QBvDeQfatd8&feature=related Часть 1/3
http://www.youtube.com/watch?v=GVJcckEP2JE&feature=related  Часть 2/3
http://www.youtube.com/watch?v=CfvddwgAKoQ&feature=related Часть 3/3
 
Интервью Каспарова телекомпании ТВ5 (Латвия) о выборах президента в России и политике вообще.  2 марта 2008
http://www.youtube.com/watch?v=gkjpm12wjJM&feature=related

Гарри Каспаров рассказывает, что нам даст олимпиада в Сочи в 2014, почему был выбран именно Сочи и что в итоге получат сами граждане.  Май 2008
http://www.youtube.com/watch?v=9swXFN__Ifo&feature=related

Гарри Каспаров на митинг в памяти Политковской  2 сентября 2008
http://www.youtube.com/watch?v=IEhgNa3DrEE&feature=related


Интерактивное интервью Гарри Каспарова на сайте BlogTV. Зрители задают вопросы в чаты, бывший чемпион мира на них отвечает в режиме реального времени.  21 сентября 2008
http://www.youtube.com/watch?v=9q7iXp5m4_E&feature=related

2-ая партия матча Каспаров-Карпов, Валенсия. 22 сентября 2009

http://www.youtube.com/watch?v=96EPgeriLkA&feature=related

Match Kasparov vs Karpov, day 2, (3-1), Valencia 2009
http://www.youtube.com/watch?v=SynuqxzVacc&NR=1

Kasparov 6-2 Karpov , Valencia 2009, day 3, Blitz, video 2
http://www.youtube.com/watch?v=CWlxdXeQf2E&feature=related

Karpov Kasparov (Valencia, septiembre 2009)
http://www.youtube.com/watch?v=fLJ-MkjISV0&feature=related

Karpov-Kasparov, Moscow 1985 

The fantastic 16th game from the World Championship match in Moscow.
Kasparov brings the early pawn sac in the Paulsen Variation and in return gets excellent pieceplay and he simply outplays Karpov in very convincing style.
http://www.youtube.com/watch?v=7WjovCyVrXQ&feature=related

Kasparov, My story, Jul 15 – Dec 19, 2010 part 1 – 36
http://www.youtube.com/watch?v=aWxRL7UKlIc&NR=1 10 min. – part 1
http://www.youtube.com/watch?v=QUeWz-pFu2w&feature=related 10 min. – part 2
http://www.youtube.com/watch?v=P5z0GywLxrk&feature=related 10 min. – part 3
http://www.youtube.com/watch?v=6s_vWaNI0PQ&feature=related 10 min.- part 4
http://www.youtube.com/watch?v=fRov-tKobpM&feature=related – 10 min. – part 5
http://www.youtube.com/watch?v=CXcDy2e_sag&feature=related 10 min. – part 6
———————————————————————————-  10 min. – part 7 – 34
http://www.youtube.com/watch?v=TFmtpDwkKc4&feature=related 1:30:36part 35 
http://www.youtube.com/watch?v=zoa-FM_RLfg&feature=related 1:28:40last part 36

Василий Иванчук – простой гений шахмат

Василий Иванчук: “К моим поражениям жена относится философски”

Фото Василий Иванчук: "К моим поражениям жена относится философски" 

 Фото Евгения Кравса

 Василий ИВАНЧУК

Родился 18 марта 1969 года в Копыченцах Тернопольской области. Гроссмейстер, победитель многих престижных международных шахматных турниров. Среди последних – M-Tel Masters (София, 2008), Мемориал Таля (Москва, 2008), King’s Tournament (Базна, 2009), этап Гран-при ФИДЕ (Джермук, 2009), «Амбер-Турнир» (Ницца, 2010), Мемориал Капабланки (Гавана, 2010), ІХ шахматный фестиваль (Гибралтар, 2011). Вице-чемпион мира ФИДЕ 2002 года, чемпион Европы-2004. Победитель шахматных Олимпиад 2004 и 2010 годов и командного чемпионата мира-2001 в составе сборной Украины.

Каспаров назвал его гением, Ананд – самым эксцентричным шахматистом в мире. После блестящей победы на супертурнире в Линаресе в конце 80-х к персоне Василия Иванчука в шахматном мире был прикован особый интерес: именно он, по всем прогнозам, должен был нарушить гегемонию «двух К» – Каспарова и Карпова – и стать чемпионом мира.

Этим ожиданиям так и не суждено было сбыться, но сам Иванчук искренне удивляется, когда журналисты интересуются, не сожалеет ли он об этом. Он никогда не подсчитывает победы: «Мне нравится анализировать, играть, творить – «бухгалтерией» пусть занимается кто-нибудь другой».

Он настолько поглощен творением «своих» шахмат, что часто уходит из нашего обыденного в свой собственный, любовно обустроенный внутренний мир. Недавно на презентации книги Ивана Яремко «Сто персон львовского спорта», куда Иванчук был приглашен как один из героев, я увидела на его лице полуулыбку и – сосредоточенный взгляд, обращенный в пустоту. Только тогда поняла, почему его называют гением. Не являясь специалистом в шахматах, все же попросила гроссмейстера об интервью: очень уж сильным было искушение приоткрыть дверцу в тайный мир. Поддерживала беседу и  супруга Иванчука – Оксана.

– Турнир в Монако вы завершили на четвертом месте, которое в спорте считается самым обидным…

– В самом деле? – удивился Василий Иванчук. – Но мне вовсе не обидно. Не отношу себя к спортсменам, для которых существует лишь первое место – и все остальные. Сражаюсь за каждые пол-очка, даже когда борьба идет, скажем, за шестое-седьмое места. Конечно, всегда хочется побеждать, но опускать руки и играть вполсилы, когда по ходу турнира видишь, что реальных шансов на победу нет, это абсурдно.

– Но коллеги, более сведущие в шахматах, чем я, сходятся во мнении: если у вас нет шансов на победу, вы играете не столь остро и азартно. Согласны?

– Мне сложно ответить на этот вопрос. Вообще подобный анализ, на мой взгляд, под силу лишь высококомпетентным специалистам. Если у человека первый разряд по шахматам, вряд ли он сможет судить, насколько остро играет гроссмейстер.

– Соревнования в Монте-Карло начались для вас с неприятных поражений, но потом вы произвели фурор серией блестящих побед, после которых вам прогнозировали если и не победу, то уж второе место наверняка. Почему под занавес вам не удалось удержаться в тройке?

– На игру, тем более, вслепую, влияет множество факторов. Например, огромное напряжение для глаз, скорость управления компьютерной мышкой… Когда происходят такие вот перепады, шахматист теряет огромное количество нервной энергии. Так что к концу турнира очень сложно бороться с накопившейся усталостью.

С КОНКУРЕНТАМИ СОБЛЮДАЮ ДИСТАНЦИЮ

– Спортсменов условно разделяют на две категории. Для одних – чем хуже, тем лучше. То есть неблагоприятные внешние условия, борьба очко в очко являются дополнительным стимулом. Другие же сполна могут раскрыться лишь в благоприятных условиях, когда, помимо прочего, соперники не наступают на пятки. К какой категории вы бы отнесли себя сами?

– Предпочитаю золотую середину. То есть мотивация непременно должна существовать, но если желание выиграть зашкаливает, мне это обычно мешает показать свой наивысший уровень. Когда разыгрываются титулы, проходят важные отборочные турниры или когда на кону существенная денежная премия, играть становится значительно сложнее. Лично для меня игра, атмосфера на турнирах, да и само присутствие шахмат в моей жизни имеет огромное значение. Однако при этом не менее значительным является результат – победы, звания, место в рейтинге. И ошибаются те, кто говорит, что для меня это неважно. Я очень амбициозный человек.

– А у кого в шахматном мире, на ваш взгляд, самые большие амбиции?

– Чтобы сказать это наверняка, недостаточно проанализировать сыгранные партии. Нужно сойтись с шахматистом довольно близко, узнать его лучше, часто с ним общаться. Я же предпочитаю с основными конкурентами соблюдать определенную дистанцию. И это не причуды или суеверия. В условиях острейшей борьбы в нашем виде спорта значение имеют малейшие мелочи. Поэтому не позволяю себе быть открытым для конкурентов. Соперники, увидев мои слабые и сильные стороны, будут использовать полученную информацию в борьбе против меня.

Иные шахматисты, бывает, общаются друг с другом и даже иногда объединяются в шахматные группировки, некоторое время сотрудничают друг с другом. Но все это, как правило, недолговечно, поскольку со временем личные амбиции начинают доминировать над коллективной идеей.

– Во время партии одни шахматисты, ожидая ответный ход, встают из-за стола, чтобы пройтись, расслабиться. Другие гипнотизируют взглядом доску, сидят практически без движения. А чем занимаетесь вы, пока соперник обдумывает ход?

– На месте подолгу уж точно не сижу. Встаю – пройтись или посмотреть другие партии, захожу в комнату отдыха, чтобы выпить чашечку кофе. Иногда в такие минуты позволяю себе немного расслабиться – если могу предвидеть дальнейшие действия оппонента. Но если меня пугает определенная позиция или ответ соперника, то внешняя расслабленность кажется обманчивой. Тогда я напряженно обдумываю дальнейшую игру.

– У некоторых шахматистов в зале всегда присутствуют «свои» люди – родственники или друзья, которые морально их поддерживают. У вас есть подобные помощники?

– Предпочитаю сражаться в одиночку. Самостоятельно настраиваюсь на борьбу и психологически. Как это делаю? Прежде всего, изучаю индивидуальные особенности визави: смотрю партии, анализирую, обобщаю. Готовлюсь к конкретному противнику.

– В зале во время игры Василия я была лишь дважды – к беседе подключается Оксана. – В Линаресе партия длилась очень долго. Уже все пары отыграли, а он все сидел за столом напротив Петра Свидлера. На ту партию я взяла с собой книгу, чтобы как-то скоротать время. И прочитала ее целиком! Уйти из зала не могла: очень хотела, чтобы Василий выиграл. Казалось, сидя в зале, я помогаю ему. Поэтому не выходила ни на минуту. А усидеть на одном месте на протяжении стольких часов было невероятно сложно. Но обо всех неудобствах забыла, когда муж все-таки выиграл у Свидлера. А когда он подошел ко мне, я увидела, что рубашка на нем мокрая насквозь. Только тогда поняла, сколь трудная у него профессия.

У Василия нет никаких талисманов или оберегов. Но на все турниры он ездит с верой в то, что все сложится удачно. Он еще дома настраивается на предстоящую борьбу: я могу, я сильный, с Божьей помощью у меня получится абсолютно все!

СИЛА КОМПЬЮТЕРА – В ОТСУТСТВИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ СЛАБОСТЕЙ

– Расскажите о вашей командной победе на шахматной Олимпиаде в Ханты-Мансийске.

– Борьба была напряженной, – продолжает Василий Иванчук. – С Захаром Ефименко, Павлом Эльяновым, Александром Моисеенко и Русланом Пономаревым мы боролись с первого до последнего тура. Где-то вырывали победу, где-то нам просто везло. Очень сложными были матчи с Россией и Азербайджаном. Все решилось в последнем туре. Я на той Олимпиаде был в очень хорошей форме: на первой доске начал с шести побед подряд. В Ханты-Мансийске появилось много новых идей, реализация которых заметно повлияла на результат.

Сколько в своей карьере совершил шахматных открытий? Не подсчитывал. Некоторые любимые варианты в дебюте с моей легкой руки стали популярными. Но ведь открытиями такие новинки считаются, лишь когда сыграл их впервые. Потом они становятся общим достоянием, и мало кто помнит их авторство.

– Вы прибегаете к помощи компьютера?

– Да. Но в шахматы с компьютером сыграть бы не хотел. Подобный матч способен заинтересовать меня только с коммерческой точки зрения. Сила компьютера не в его совершенстве, ведь шахматные программы разрабатывают люди, и шахматисты, играя с машиной, знают, в каких позициях та или иная программа ориентируется лучше всего. Сила компьютера – в отсутствии человеческих слабостей. Машина не может нервничать, устать или в определенный момент потерять концентрацию. Мне это неинтересно, потому что в игре с компьютером нет ощущения борьбы личностей. А ведь именно это делает шахматы столь привлекательными.

– Шахматисты сражаются не только за игровой доской. Нередко соперники пытаются выбить друг друга из колеи взглядами, замечаниями, экспрессивным поведением. Вам приходилось столкнуться с этим?

– Конечно. Обычно наибольший прессинг бывает в предматчевых переговорах. Тогда шахматисты, как и боксеры, делают резкие, порой обидные заявления. Психологического преимущества стараются достичь, назначая встречу в удобном для себя месте. Так было при организации матчей Топалова с Анандом и Топалова с Камским. Я в последнее время редко участвовал в матчевых встречах, поэтому подобные заявления в свой адрес слышал нечасто. В моей практике было, когда соперник, сделав ход, изо всех сил бил по часам. Бывает, оппонент опаздывал на игру. Или же демонстративно быстро делал первые ходы. Опытный шахматист всегда знает, в какие моменты лучше всего выбить соперника из колеи. Конечно, на такие психологические выпады стараешься не обращать внимания. Но абстрагироваться и сконцентрироваться на своей игре получается не всегда. Я же живой человек, в конце концов.

Что может вывести из равновесия? Даже если бы знал, никогда об этом не рассказал бы. Когда-то повышенное напряжение испытывал во встречах с соперниками, которые когда-либо делали в мой адрес нелицеприятные заявления, или с теми, по отношению к кому накопились давние обиды. Так, раздражающим фактором могло быть то, что противника пригласили играть на каком-то турнире, а меня нет, хотя, на мой взгляд, у меня было не меньше на то оснований. Определенную психологическую атмосферу перед партией создает и общий счет побед-поражений в предыдущих встречах. Если счет в твою пользу, чувствуешь себя комфортнее.

В ФУТБОЛЕ ОБЫЧНО СТОЮ В ВОРОТАХ

– Многие думают, что шахматисты тренируются исключительно за шахматной доской или перед компьютером. Но некоторые гроссмейстеры рассказывали об огромных объемах кроссовой работы, необходимой, чтобы быть в хорошей физической форме, выдерживать многочасовые партии. Какое внимание уделяете физической работе вы?

– Физическая нагрузка шахматистам действительно необходима. Кроссы, правда, не бегаю. Но перед олимпиадой в Ханты-Мансийске много времени проводил на теннисных кортах. Зимой предпочитаю «нагружаться», бегая на коньках. Кроме того, стараюсь регулярно делать зарядку.

Вообще, у каждого шахматиста в физической подготовке есть собственные пристрастия. Кроссы регулярно бегал Гата Камский. Многие, как и я, предпочитают теннис, в том числе и настольный. Немало времени проводят на кортах Магнус Карлсен, Юдит Полгар, Веселин Топалов, Петр Свидлер. Последний еще очень любит бильярд. Некоторые также работают в тренажерном зале.

Встречался ли я с конкурентами на корте? Бывало. Не скажу, что я хороший теннисист. Соперники обычно обыгрывают меня. Мне же это, естественно, не нравится, поэтому я предпочитаю играть в теннис не с шахматистами. Если уж и проигрывать, то не своим непримиримым соперникам. (Улыбается).

– Зато, как я читала, вы довольно успешно играете в футбол…

– В футболе обычно стою в воротах. А матч, о котором вы говорите, состоялся в Софии. Мы, шахматисты, играли против ветеранов болгарского футбола из «Левски». Конечно же, соперники играли вполсилы. Иначе вместо красочного шоу случился бы разгром. Но тем не менее… Поскольку игровое время закончилось вничью, мы пробивали пенальти. Последний удар, который должен был стать решающим, исполнял я. И забил красивый гол – в самую «девятку». Все потому, что тогда в воротах стоял игрок, во время матча забивший мне больше всего голов. Уж очень хотелось с ним рассчитаться. (Улыбается).

Стараюсь быть разносторонним человеком, поэтому много читаю. Детективы? Ой, нет! Все самые интересные произведения в этом жанре прочитал еще в детстве. Конечно же, старался вычислить убийцу задолго до конца повествования, строил свои теории. Теперь же предпочитаю исторические романы.

Среди моих любимых развлечений – казино. Очень нравится играть в рулетку. Признаюсь, у меня неплохо получается. Иногда, прежде чем сделать ставку, прислушиваюсь к интуиции. Но чаще стараюсь вычислять: наблюдаю, какие номера выпадают, и вывожу свою теорию вероятности. Правда, ни одна система не гарантирует успеха. Что приносит успех – мои вычисления или госпожа Удача, сложно сказать. Но выигрываю я чаще, чем проигрываю.

– Некоторые шахматисты предпочитают карточные игры. Вас это увлечение обошло стороной?

– В союзные времена среди шахматистов был в моде преферанс. Потом переключились на белот. Теперь пальму первенства перехватил покер. Причем я не знаю ни одного случая, чтобы профессиональные шахматисты отказались от шахмат в пользу преферанса или белота. А вот в игроков в покер переквалифицировались многие. Например, Альмира Скрипченко или Рустем Даутов. Александр Грищук с шахматами, правда, не завязал, но в покер играет профессионально. Я же в покер не играю вообще. Мне объясняли правила, но эта игра оставила меня равнодушным.

У КАРПОВА УЧИЛСЯ ЖИТЬ, У КАСПАРОВА – НЕ СДЕРЖИВАТЬ ЭМОЦИЙ

– Как-то на экзамене в институте физкультуры один довольно сильный шахматист сидел, задумчиво глядя в одну точку. Когда профессор, принимавший экзамен, вышел, к нему подошла ассистентка, чтобы помочь: жаль стало талантливого студента, который только что приехал с турнира и был, по ее мнению, совершенно не готов к экзамену. Вкратце законспектировав ответ на первый вопрос, шахматист стал рассказывать, какие он интересные партии сыграл на турнире. Преподаватель была в шоке: «В любую секунду может зайти профессор. А вы о шахматах думаете!» На что тот ответил: «А я постоянно о шахматах думаю». Скажите, как часто о шахматах думаете вы?

– (Задумался). Нет, постоянно думать только о шахматах невозможно. Хотя думаю о них действительно много, ведь это дело всей моей жизни. Думаю о шахматах, когда гуляю – вспоминаю партии, еще раз анализирую. А во время многочисленных турниров не думать о них просто невозможно: всегда есть много срочной работы, которую нужно успеть сделать. Это тоже своего рода экзамен, требующий огромной умственной нагрузки.

– Вы играли с Карповым и Каспаровым. Что вам запомнилось из общения с этими выдающимися шахматистами?

– Помнится, Карпов уж очень на меня злился, когда мы с ним в паре играли в белот, и я совершал ошибки. (Смеется). Он был вне себя от гнева, а меня это очень удивляло: я играл в свое удовольствие и так серьезно к этой игре не относился. Вообще, я у этих людей многому научился – и в искусстве игры, и в общении. В то время у меня, 17-летнего, была уверенность, что человек, хорошо умеющий играть в шахматы, априори является чудесным, во всем позитивным человеком. И наоборот, если человеку присущи какие-то отрицательные качества, он никогда бы не смог хорошо играть в шахматы. Так вот Карпов разуверил меня в этом, доходчиво объяснив, что это совершенно разные вещи. Что человеческие и профессиональные качества не имеют между собой ничего общего. А у Каспарова я научился в моменты напряжения быстро взрываться и так же быстро остывать. То есть качеству, которое в полной мере присуще ему самому. Это важно в особенно напряженные периоды уметь не сдерживать эмоции внутри себя.

– Кто из сегодняшних соперников вам более всего импонирует – по стилю игры, по умению бороться до последнего?

– Очень интересный стиль у Веселина Топалова. Кроме того, у него присутствует заряд на борьбу в каждой партии, за каждое очко, независимо от турнирной ситуации. Так же мне импонируют Магнус Карлсен, Левон Аронян – это очень яркие шахматисты.

ЖЕНСКАЯ ЛОГИКА МАЛО ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ МУЖСКОЙ

– А с женщинами любите играть в шахматы?

– Не сказал бы, что очень. Но также не скажу, что и не люблю. Я вообще стараюсь не выделять партии с женщинами. В шахматах женская логика мало чем отличается от мужской, это видно даже при разборе партий. Ведь самые сильные шахматистки так или иначе сотрудничают с мужчинами. Я не знаю, в чем заключается женская манера игры. Вернее, не вижу разницы по сравнению с мужской. В обычной жизни тоже не делю людей на мужчин и женщин. Для меня в общении важны личностные качества, менталитет и воспитание.

– В одном интервью Майя Чибурданидзе вспоминала, что после поражения от Юдит Полгар вы так расстроились, что никого к себе близко не подпускали…

– Полгар здесь совершенно ни при чем. (Смеется). Расстроился не потому, что проиграл женщине, а просто потому, что проиграл. Я после поражений никого не хочу видеть, ни с кем не желаю общаться. Поражение, я вам скажу, это удовольствие ниже среднего. А с Полгар, между прочим, я играл не раз. И счет, хоть и незначительно, но все же, в мою пользу. Она довольно интересная шахматистка: талантливая, фанатичная и очень работоспособная.

– По какому принципу вы выбираете себе помощников и секундантов?

– В первую очередь, помощник должен быть мне интересен как шахматист, по своим особенностям стиля игры. И, кроме того, быть психически совместимым со мной. Это, пожалуй, играет даже большую роль, чем шахматная составляющая. То же касается и цепочки тренер – ученик. Квалифицированный наставник, бывает, не может раскрыть потенциал талантливого подопечного по причине личной несовместимости. Бывает, ребенку лучше заниматься у тренера с более низкой квалификацией, но умеющего понять, прочувствовать именно этого ученика. Мне очень везло с тренерами. У меня много их было. В свое время выступал за команду Прикарпатского военного округа. Там было немало хороших мастеров, и они все по очереди занимались со мной. Я очень многому научился именно в то время.

– Ваш шахматный талант обнаружили сразу?

– Вначале о таланте никто и не думал. Я просто очень хотел играть, меня покорил этот вид спорта. Все началось с того, что папе на день рождения подарили магнитные шахматы. Мне понравились фигуры, и я попросил отца рассказать об этой игре, показать, как делать ходы. Потом захотелось узнать еще больше, и мама из училища принесла мне несколько книг. Первой книгой было «Путешествие в шахматное королевство» Авербаха и Бейлина. Потом я стал разгадывать шахматные задачи в журналах, которые мы выписывали. О том, что стану успешным шахматистом, сказал мой первый тренер Геннадий Василенко. «Из тебя получится как минимум гроссмейстер», – повторял он. А в то время гроссмейстеров было не так уж и много – значительно меньше, чем сейчас.

ОШИБОЧНЫЕ ПАРТИИ – САМЫЕ КРАСИВЫЕ

– У вас было так много побед. Есть среди них такая, о которой вспоминаете чаще всего?

– Вообще, я всегда верил, что мои самые большие, а значит и самые памятные победы еще впереди. А любимых сыгранных партий на самом деле много. Но знаете, как бывает? Сыгранную партию тут же начинают разбирать «по косточкам». Сразу после победы партия может казаться такой красивой, почти идеальной. А потом оказывается, что в некоторых местах были ошибки, мелкие неточности.

Были ли у меня безошибочные партии? Очевидно. Но ошибочные обычно становятся самыми красивыми и любимыми. Если соперник не слишком сопротивлялся, сыграть безошибочную партию значительно проще. Запоминаются партии, где, проигрывая по позиции, все же спасаешься от поражения. Подобным примером является партия с Гатой Камским на турнире в Армении в 2009 году. От поражения меня спасло правило 50 ходов, которое гласит, что, если на их протяжении не происходит ни одного взятия фигуры, счет в партии объявляется ничейным. Камский практически добился возможности взять мою фигуру, но лишь на 51-м ходу. То есть я сопротивлялся, как мог: высчитывал, успеет ли он провести взятие, долго ли я смогу убегать. (Улыбается). А насчет поражений… Я их воспринимаю болезненно. К счастью, время залечивает раны, а память стирает чувство поражения.

Никогда не задумывался над тем, какого цвета фигурами мне больше нравится играть. Просто тщательно готовлюсь к каждой партии. Нет предпочтений и насчет формулы игры. Люблю играть в классические шахматы, но с не меньшим удовольствием сражаюсь вслепую, в блице и в быстрых шахматах. В свое время играл и в шахматы Фишера.

– Как нужно развивать память, чтобы успешно играть вслепую на нескольких досках одновременно?

– Память развивается в процессе тренировок, ведь шахматисты много времени посвящают слепому анализу. Нет ничего сверхъестественного в том, чтобы играть одну партию вслепую. Человеческий мозг способен и на то, чтобы, не видя доски, играть несколько партий одновременно. Когда-то, особенно в конце ХІХ – начале ХХ веков было модным проводить сеансы одновременной игры. Мировой рекорд принадлежит международному мастеру Яношу Флешу, который давал сеанс на 52 досках. А потом от подобной практики отказались: слишком большая нагрузка вредна для здоровья. Неудивительно, ведь тот напряженнейший сеанс Флеша длился 13 с половиной часов. Я в одной из школ Львова давал сеанс на девяти досках. Думаю, смог бы и на большем количестве, но не было цели устанавливать личный рекорд. О еще одном сеансе, в Ливане, где на пяти досках я играл с местными шахматистами, до сих пор вспоминаю с улыбкой. Совещаются между собой двое игроков: «Я пойду вот так». – «Что же ты делаешь, он же поставит шах ферзем и заберет твоего коня». На что первый ответил: «Ты прав, но ведь он играет вслепую, а значит, ничего не увидит!»  Мне, конечно, пришлось разочаровать того парня: коня я забрал с преогромным удовольствием. (Смеется).

– Где вам комфортнее всего играть?

– Мне вообще нравится ездить в новые места. В этом году своеобразным открытием для меня стал Гибралтар. Тем более что мне удалось победить. А вообще я всегда хорошо играл в Эстонии, Армении. Почему у нас, в Украине, не проводят шахматные турниры такого уровня? Наверное, спонсоры не очень заинтересованы в приглашении шахматной элиты. Хотя талантливых и именитых игроков у нас в стране хоть пруд пруди. Традиции одной из сильнейших в мире советских школ украинские шахматисты поддерживают достойно. В Союзе шахматы были очень популярным видом спорта. На их развитие денег не жалели, повсюду строили шахматные клубы, где с молодежью работали классные тренеры. Это не могло не принести результат.

– На сколько процентов вы реализовали себя как шахматист?

– Сложно измерить реализацию в процентах, но могу сказать точно, что значительно. Хотя при этом нет чувства, что достиг своего предела.

– Не так давно в одном из турниров участвовал 80-летний Виктор Корчной. Как считаете, когда лучше завершить карьеру: уйти практически на пике, непобежденным, или играть до глубокой старости, в удовольствие, хотя и без притязаний на высокий результат?

– Думаю, мне тоже хотелось бы играть как можно дольше. А почему нет? Если здоровье и внутренние силы позволяют, и при этом есть идеи… Другое дело, что в таком случае нужно корректировать график соревнований, сделать его не таким плотным, как в молодые годы. А полностью отказываться от любимого дела не стоит.

НЕ НУЖНО УПРАШИВАТЬ ПОМОЧЬ ПО ХОЗЯЙСТВУ

– В одном интервью вы сравнили шахматы с любовью. Ваша жена не обижается на подобные сравнения и на то, что практически все ваши мысли – о шахматах?

– Оксана, наверное, привыкла к этому. Все-таки не первый год вместе. Вначале, конечно, по-всякому бывало, но такова жизнь шахматиста. По крайней мере в промежутках между турнирами стараемся жить насыщенно и разнообразно. Однажды гроссмейстер Владимир Малахов, отвечая на подобный вопрос, сказал: «Да, я часто езжу на турниры. Но когда приезжаю домой, я у жены в полном распоряжении». Не знаю, как насчет полного распоряжения, но я стараюсь. Много времени между турнирами я уделяю домашним заботам. Меня не нужно упрашивать сделать что-либо. Я сам стремлюсь помочь жене по хозяйству, предлагаю помощь. А получается у меня или нет, об этом лучше спросить саму Оксану. Жена видит во мне не гроссмейстера, а обычного мужчину. Разбирается ли она в шахматах? Имеет некоторое представление: знает, как ходят фигуры, фамилии известных шахматистов, читает шахматные журналы, которые я выписываю. То есть она в курсе всех событий. Естественно, жена болеет за меня, следит за всеми моими выступлениями. Очень радуется, когда побеждаю. Но при этом понимает, что всегда побеждать невозможно. Поэтому к моим поражениям относится философски.

– Сложно ли быть женой шахматного гения? – переспрашивает Оксана Иванчук. – Да нет, не сложно. Нужно только этого гения любить. (Смеется). Василия любить легко: он очень добрый и умный. Мой муж – интересная личность: столько всего знает! Я счастлива, что Бог дал мне такого одаренного мужа, я им горжусь. Мне приятно, когда вижу, как люди восхищаются его шахматным талантом или когда говорят, что он умный и одаренный.

Каков он в быту? Обыкновенный. Чего-то особенного не требует. Главное, чтобы было уютно, вкусно и спокойно. Спокойствие в его повседневной жизни очень важно, ведь у него такая напряженная и нервная работа. Василий любит выезжать на природу, есть жареное на костре мясо.

Мой муж очень заботливый. Старается, чтобы в доме было все необходимое. Приглашает в театры, на концерты. В последний раз звонит мне: «Во Львове будет Робертино Лоретти. Хочешь пойти?» Я очень люблю музыку, поэтому согласилась, не раздумывая. Очень часто приглашает меня с собой на турниры, чтобы в то время, пока он соревнуется, я могла отдохнуть, посмотреть другие города и страны, увидеть, как там живут люди.

– Как вы познакомились с Василием и каким было первое впечатление от знакомства?

– Мы познакомились, будучи еще шестиклассниками. Как-то во время урока математики в класс зашла классная руководительница с мальчиком и сказала: «Дети, это наш новый ученик, Вася Иванчук. Он играет в шахматы и в будущем станет спортсменом». Он мне понравился с первого взгляда. Я почувствовала, что с этим мальчиком у меня будут очень близкие, душевные отношения. И что в профессиональной жизни он добьется успеха. Я всегда верила в это. И, к счастью, все так и произошло.

– Ананд назвал Иванчука самым эксцентричным шахматистом мира. Как вы думаете, почему?

– В профессиональной деятельности он очень непредсказуем. Василий может сделать блестящую партию в совершенно безнадежной ситуации. А может упустить победу, когда она практически лежала в кармане. То есть соперники никогда не могут предвидеть, как он будет играть. Он такой по своей сути. Но в повседневной жизни, по крайней мере с близкими людьми, он совершенно иной.

– Часто свои дни рождения вы отмечаете во время турниров в Ницце или Монте-Карло. Вам нравится соревноваться в день рождения? – адресую вопрос гроссмейстеру.

– Очень. Это отличный шанс сделать самому себе хороший подарок в виде победы. Так получается, что в свой день рождения я практически всегда побеждаю. Приятно также, когда коллеги подходят, чтобы пожать руку и пожелать что-то хорошее.

– Как ведут себя на турнирах болельщики? Не мешают ли играть?

– Больше всего публики собирается в Москве, на мемориале Михаила Таля. Очень любят шахматы в Мексике и на Кубе, там от зрителей нет отбоя. На болельщиков я обычно не отвлекаюсь, если они, конечно, не очень настырны и ведут себя прилично. Ведь в турнирной атмосфере иногда хочется покоя и уединения. А посторонние люди не всегда это чувствуют.

– А в родном Львове вас узнают на улицах?

– Да. Бывает, подходят поздороваться, спросить, как дела или просто пожелать удачи…

Елена САДОВНИК (Львов)
19.04.11 sport-express.ua

 

Зара. Песни и видеоклипы


Видеоклип на песню Для неё. Режиссёр А.Стриженов.   16-03-2009


Осенние листья   19-11-2009


Недолюбила
. Видеоклип   27-11-2009


Золотой Иерусалим (Yerushalaim shel zahav)  Выступление 16 декабря 2009 в Санкт-Петербурге
во время празднования Хануки


Вера    30-03-2010


Прощание славянки. Зара и Дмитрий Певцов   08-05-2010


Ничья Видеоклип    15-05-2010


Лед и пламень. Номинация.   28-11-2010


“Золотой граммофон” – 2010    25-12-2010


Концерт в Минске.   22 февраля 2011   ( к/з “Минск” )


Амели (Amelie) Видеоклип.   31-03-2011   

Израильские песни и исполнители

Гали Атари  Алелуйя  Евровизион, 1979 г.

Кум вэИталех баАрец

Узи Хитман  Ноладэти лешалом

Бетти   Ноладэти лешалом

Шири Маймон

Шлома Арци   Тахат шмэ ям аТихон

Много других песен на иврите здесь: О популярных песнях на иврите и исполнителях (1),
О популярных песнях на иврите и исполнителях (2) и еще среди ряда материалов Знаменитые песни и исполнители

Прогулки по Израилю. Серия короткометражных фильмов

Гуш-Эцион Mar 24, 2009


Фильм телекомпании Алонель ( автор-режиссер Элла Козакова, оператор Гидон Дубинский) об истории и достопримечательностях Гуш-Эциона, анклава еврейских поселений в Иудее, на территории которого находятся Геродион – дворец Ирода Великого, “Дорога отцов”, “Страна оленей”, галереи, винодельни и множество мест для прогулок и отдыха.

Над небом голубым… סרט מוזיקלי על ירושלים Apr 28, 2009



Об Иерусалиме поют и рассказывают Юлий Ким, Лариса Герштейн, Дмитрий Кимельфельд , Игорь Бяльский, Михаил Яхилевич
Muzik film about Jerusalem

Долина источников May 29, 2009


Путешествие по долине между г.Гильбоа и Иорданом. Бейт Шеан (Скитополис), Кфар Рупин, Ган а-Шлоша (Сахне) Ган-Гуру

Кинерет – Море Арфы Kineret Jun 27, 2009


Так переводится с иврита древнее название озера Кинерет, оно же – святое для христиан Галилейское море, оно же Тивериадское озеро, жемчужина природы и истории Святой земли.

Культурная мозаика: Впервые в Израиле! Jun 28, 2009


1. Первый в Израиле (3-й в мире) музей уникальных мозаик “Добрый самаритянин”
2. Фестиваль Света в Старом городе Иерусалима

Голанские высоты Jul 25, 2009


Это горное плато – чаще связывают с войнами и территориальными конфликтами. Но израильские Голаны – это удивительно красивый горный район, полный жизни и богатый уникальными памятниками. Заповедник Хамат-Гадер, Мицпе-Шалом, деревня художников Аниав

Акко Acre Aug 25, 2009

Акко – израильский город в Западной Галилее, он же древняя Птолемаида, рыцарский Сен-Жан Д’Акр, легендарная Акра В 2002 г. внесен ЮНЕСКО в список мировых ценностей.

Кармелим Sep 29, 2009


Путешествие по прибрежной полосе от Нетании до склонов горы Кармель: Кейсария, Биньямина, друзские селения.

Путешествие по дну мира Nov 4, 2009



Мертвое море, крепость Массада, заповедник Эйн-Геди

Прогулки по Израилю: “А за стеною Ерушалаим…” Nov 28, 2009


Мишкенот Шеананим – первый еврейский квартал за стеной старого города.
Русский Иерусалим: Александровское и Русское подворья

Хевель Эйлот, ч. 1-я. Тимна (“Копи царя Соломона”) Dec 26, 2009


Путешествие по Красной долине на юге Израиля: парк Тимна (“Копи царя Соломона”), экологическая деревня Лотан

Хевель Эйлот, часть 2-я. Заповедник Хай-Бар Dec 26, 2009


Путешествие по Красной долине на юге Израиля:
заповедник Хай-Бар (“Дикая жизнь”)

Вечное лето Красного моря (ч.1 Эйлатский аквариум) Jan 31, 2010


Вечное лето Красного моря (часть 2-я) Mar 3, 2010


Дельфиний риф, аттракцион “Кинг Сити” – “Город царей”

Хурба – третье рождение Mar 26, 2010


Открытие отстроенной синагоги Хурба в Старом городе Иерусалима, разрушенной арабским легионом в 1948 году.

Обновленный Музей Израиля Sep 2, 2010


Музей Израиля в Иерусалиме после трехлетней реконструкции

Долина Иордана – граница безопасности Израиля Nov 6, 2010


Абу-Гош Nov 14, 2010


Короткое путешествие в арабскую деревню недалеко от Иерусалима, известную своей лояльностью к евреям и государству Израиль.

НАСЛЕДИЕ Feb 3, 2011


Гробница Рахели, пещера патриархов Махпела и …другие мусульманские святыни земли Дар аль Ислам (О национальном проекте « Наследие» )

Воплощенная утопия Mar 1, 2011


Израильские кибуцы на новом витке своей столетней истории.

Кибуц Неве Илан Mar 6, 2011


Героическая история кибуца-форпоста Неве-Илан между Иерусалимом и Тель-Авивом

Игорь Губерман. Отрывок из фильма Иерусалим

Jan 25, 2008

Страницы еврейской истории

Подарок. Текст Арье Юдасин. Музыка и исполнение – Меир Левин.
Аранжировка – Ури Бренер

Игорь Губерман. Отрывок из фильма Иерусалим

My Yiddishe mama. Музыка и исполнение – Меир Левин.
Аранжировка – Ури Бренер

My Yiddishe Mama Iosif Kobzon Иосиф Кобзон



Vladimir Vysotskiy In Yiddish


Иерусалим Jerusalem ירושלים Yerushalaim Shel Zahav

Ofra Haza Yerushalaim Shel Zahav (Jerusalem of Gold) subbed


Зара -Yerushalaim shel zahav

Две звезды – Зара и Марк Тишман в Израиле (промо-ролик)


Марк Тишман В будущем году в Иерусалиме / Mark Tishman


Брамс в майке и шортах

Белла Кердман

Я спросила у человека, которому нынче исполнилось 90, откуда у него эта фамилия – Пронин. Смеется: давным-давно такой вопрос задал его папе известный в Одессе доктор Сегал, которого вызвали к нему, заболевшему мальчику Нюме (нынешнему Венимаину Наумовичу). Доктор поинтересовался: каким образом к ним, евреям попала фамилия главного кишиневского антисемита? И Нюма услышал: когда дед, то есть папин отец, был «специалистом по газу» – газировал воду в городе Гомеле, хозяину заведения не понравилась его фамилия Хаймович, и он подобрал «газовщику» новую…

ВЕНИАМИН ПРОНИН — скрипач из знаменитой одесской школы того самого знаменитого имени: Столярского. Их немного осталось на свете — учеников гениального открывателя детских талантов, но вот в Нетании живут сейчас двое: он да его сверстник профессор Артур Зиссерман. Бывшие соученики время от времени встречаются, слушают вместе музыку, обсуждают звучание современного мелоса, но с особым пристрастием — проблемы современной политики.

Столярский и его ученики. Слева направо: Моисей Ратнер, Петр Соломонович Столярский, Давид Ойстрах и Вениамин Пронин.

Своего великого учителя Пронин называет не по фамилии, а исключительно по имени-отчеству: Петром Соломоновичем. А его прославленного на весь мир ученика — Давидом Федоровичем. Одессит (даже такой немузыкальный человек, как я) не переспросит — ясно же, что речь о Столярском и Ойстрахе. О, эти «фирменные» имена от Столярского! Почти сплошь еврейские: Нюма, Додик, Буся, Осик…Впрочем последний из другого порядка: Осиком называли в детстве Исаака Бабеля, который учился игре на скрипке у Петра Соломоновича в 1906-1907 годах. Правда, из этой затеи его родителей ничего не вышло, мальчик уходил со своей скрипкой к морю, у него были другие интересы.

Однажды, вспоминает В. Пронин, к ним на Пироговскую пришел сутуловатый человек в очках, представился: «Я — писатель Бабель», — и попросил у родителей разрешения подождать, пока вернется с занятий их сын. Дождавшись, предложил Нюме (нынешнему Вениамину Наумовичу) не обращать на него внимания, заниматься своим делом, а он просто посидит. И действительно, гость молча посидел, поблагодарил хозяев и ушел. Вениамин Наумович полагает, что писатель работал в то время над рассказом «Пробуждение», там узнаваемы персонажи: мальчик-рассказчик, тот самый Ося, и г-н Загурский — Столярский.

Пронин говорит, что Бабель к ним приходил примерно в 1936 году. Тут явная ошибка: рассказ «Пробуждение» был написан в 1930-м; значит, писатель заходил к ним домой несколькими годами ранее, а если в 36-м, то собирал он материал о Столярском для какой-то другой работы. По рассказу, сам Учитель (и опять с большой буквы) освободил мальчика от ненавистной скрипки: пришел к его родителям и убедил их, что мечты о сыне-вундеркинде напрасны. Там есть эпизод: мальчик видит в окно, как… (цитирую) «по цементному дворику, в тихонько отдуваемой крылатке, с рыжими колечками, выбивающимися из-под мягкой шляпы, опираясь на трость, шествовал господин Загурский, мой учитель музыки. Нельзя сказать, что он хватился слишком рано. Прошло уже больше трех месяцев с тех пор, как скрипка моя опустилась на песок у волнореза»…

В этом рассказе не написано, что именно сказал Учитель отцу мальчика. Однако одесский литератор Ростислав Александров позволил себе предположить, как мог бы прозвучать приговор Осе из уст Столярского, сына местечкового клейзмера, русская речь которого достойна была особого словаря. Вот его вариант: «…если у человека глаза вставляются в книгу, а пальцы протягиваются к перу, то не надо пихать ему ноты и смычок, так как через это ничего хорошего не получится».

Но я отвлеклась, речь ведь у нас не о писателе Исааке Бабеле, который назвал себя единственной неудачей профессора Столярского, а о другом ученике маэстро — Вениамине Пронине, ставшем профессиональным скрипачом, а затем и преподавателем консерватории по классу скрипки. Для тех, кто не знает: профессор П.С. Столярский собрал в Одессе группу из одаренных детей и обучал их игре на скрипке. На этой базе в 1933 году указом правительства Украины была основана первая в Союзе музыкальная детская школа-десятилетка при государственной консерватории. Многопрофильная, с общеобразовательной программой. Впоследствии по этому образцу создавались подобные учебные заведения в Москве, Ленинграде и других городах страны, за что особо почтили Столярского: одесская школа стала носить его имя при жизни профессора.

К нашей встрече Вениамин Наумович подготовился: на диване и на столе разложил аккуратными стопочками разные документы, фотографии, концертные программки, письма, газетные вырезки — в тематическом порядке. Архив 90-летней жизни человека. И самой трогательной семейной реликвией мне показался школьный альбом для рисования, куда его папа вклеивал свидетельства успехов сына.

В. Пронин родился в городе Славянске, куда в курортный сезон съезжалось много отдыхающих, и в традиции были концерты сборных симфонических оркестров. Так что мальчик был погружен в музыку с раннего детства. Первым учителем Нюмы стал Колкер, ученик самого Столярского. И как же гордился папа, когда его юного сына поставили концертмейстером любительского оркестра, состоящего, в основном, из взрослых: врачей, инженеров, аптекарей, бухгалтеров!

Родители, люди простые и скромные, заботясь о будущем сына, решились перебраться на жительство в Одессу. Вениамин, уже 13-летний, сперва приехал туда с мамой, и Столярским был принят. Однако вскоре Петр Соломонович ее вызвал и сообщил, что мальчик не занимается! Обеспокоенный, он тут же порылся в шкафу с нотами и, остановив свой выбор на «Фантазии-капризе» композитора ХVIII века Анри Вьетана, предложил Нюме сыграть оттуда эпизод быстрого стаккато. «На счастье, я владел этой техникой, а тут еще стрессовая ситуация подстегнула. Словом, справился, и Учитель меня простил. Но строго напомнил, что до первого концерта учащихся школы остается мало времени, так что надо много и умно заниматься. Он часто внушал своим ученикам, что заниматься следует, вот именно, умно», — вспоминает мой собеседник. В его архиве сохранилась программа концерта школы Столярского от 6 марта 1934 года, в числе исполнителей там — Пронин, скрипка. Это было первое его выступление в Одессе. И это был «Каприз» Вьетана!

Отец сохранил фотографию 1935 года, где после смотра в Киеве учащиеся школы и ее руководитель запечатлены с членами правительства Украины, там 16-летний концертмейстер Нюма Пронин сидит рядом с Григорием Ивановичем Петровским, председателем Всеукраинского ЦИК. Время от времени отец отмечал на этом групповом снимке того, кто «выбывал» в ходе репрессий 1937-1938 годов, и однажды подвел грустный итог: «Остались только наш Нюма, Столярский и Петровский!».

В 41-м, накануне войны, когда Вениамин Пронин сдавал государственные экзамены в консерватории, Петр Соломонович сообщил его отцу: «В сентябре повезу Нюму в Москву, у него там будет два концерта: сольный и с оркестром». Не состоялось. Скрипач только успел сдать экзамен по специальности, как началась война, так что марксизм-ленинизм и другие дисциплины у студентов принимали уже в военное время.

Для армии он не годился по причине астигматизма, а вот его 44-летнего отца мобилизовали, и он вскоре погиб в окружении под Харьковом. Вениамину предстояла эвакуация. К тому времени он уже был женат на Зиночке, Зинаиде Львовне, первокурснице консерватории по классу фортепиано, которая будет спутницей его жизни в течение 62 лет. Они бежали из Одессы в июле вчетвером: молодые супруги и их мамы. Используя любой попутный транспорт, а то и пешком, пробирались на восток. В Куйбышеве случайно встретили проректора Одесской консерватории Александра Владимировича Абрамовича (между прочим, внука Менделе Мойхер-Сфорима), и тот через Государственный комитет по делам искусств получил для Прониных направление в Иркутск. Так после двух месяцев странствий по просторам затемненной до Урала родины семья попала в этот сибирский город, где у молодых супругов родился первый ребенок, дочь Вика. В Иркутске Вениамин был принят солистом симфонического оркестра радиокомитета, а также преподавателем в местное музыкальное училище. Его жена стала преподавать в том же училище, играть в том же оркестре, а кроме того, ее привлек к работе один из эвакуированных в Иркутск ленинградских театров. И «Анна Каренина» шла под музыку Шопена в исполнении пианистки Зины Прониной…

Мой собеседник рассказывает, что два светила мирового уровня — профессор-офтальмолог Филатов и профессор-скрипач Столярский — были эвакуированы из Одессы персонально. И будто Петр Соломонович встал посреди своей гостиной (а квартиру ему городские власти дали на улице Пушкинской, и была она прекрасно обставлена), осмотрелся и решительно стукнул палкой о пол: «Ничего не брать!». «Может, легенда, а может, и правда, — мы же не знали, что война будет долгой, надеялись скоро вернуться». Увы, в наш город Петр Соломонович из эвакуации не вернулся, до Победы не дожил: умер в Свердловске 29 апреля того же года, в возрасте 73 лет…

Я принимаю из рук хозяина и осторожно разворачиваю бумажный треугольник, крошечный, меньше обычных фронтовых. А это, оказывается, официальная бумага со штампом Одесской госконсерватории за подписью ее директора Константина Данькевича, известного украинского композитора. Товарища Пронина приглашали приступить в «альма матер» к преподавательской работе, обещали вызов через наркомат, без которого возвращение из эвакуации было тогда невозможно. Вскоре пришел и телеграфный вызов. Семья вернулась в Одессу.

Вениамин Наумович рассказал мне о том, что его сын Валерий согласился репатриироваться в Израиль при одном условии: если папа станет учить игре на скрипке его сына, а своего внука Стасика. Этот мальчик оказался одним из самых способных учеников своего деда. А было их в его жизни немало, в том числе иностранцев: из Алжира, Кубы, Китая, Вьетнама, и сейчас они работают в оркестрах, ансамблях, концертируют или преподают во многих странах.

Дед стал заниматься со Стасиком, когда тому было 8 лет. А к тринадцати мальчик освоил консерваторскую программу, и Вениамин Наумович решил, что дальше его будет учить Нелли Школьникова, одна из лучших скрипачей и педагогов мира, недавно переселившаяся из США в Австралию. И Стаса отправили в Испанию, где Школьникова проводила тогда мастер-класс. А мир действительно тесен: парень встретился там с профессором Армандо Толедо Киснеросом, который после окончания консерватории в Гаване стажировался у В.Н. Пронина в Одессе: Армандо живет сейчас в Испании, он привез на смотрины к знаменитой скрипачке своих учеников. Нелли написала Вениамину Наумовичу теплое письмо: «Поздравляю вас с вашим внуком. Он талантливый мальчик и очень славный человек. Я с удовольствием буду его учить».

Между прочим, об интригах, предшествовавших ее поездке во Францию, на первый Международный конкурс скрипачей с участием СССР (1953 г.), Нелли узнала от Пронина, а он — от Ойстраха, который был членом жюри того конкурса. Давида Федоровича пригласили в «инстанцию», предупредили: советский скрипач должен победить! И назвали кандидатуру (разумеется, «титульной», как теперь бы сказали, национальности). Ойстрах сказал: «Лучшая скрипачка у нас сейчас — Нелли Школьникова. Нет, не моя ученица». Ему предложили еще подумать, а он уехал на гастроли в Сибирь. Великий скрипач не ошибся: Нелли стала тогда лауреатом первой премии конкурса.

90-ЛЕТИЕ СОВПАЛО для моего героя с тремя важными для него событиями: во-первых, внук Стасик успешно окончил университет, а во-вторых, выиграл конкурс на замещение места постоянного концертмейстера оркестра оперного театра в городе Остине, столице штата Техас, и получил там же преподавательские часы в музыкальной академии. В 22 года! Поздравляя деда с юбилеем, Стас Пронин написал: «Спасибо тебе за то, что ты дал мне возможность проявить себя в музыке». Ну, а третье событие, наверное, самое важное: на днях у юбиляра родился четвертый правнук!

Тут мне остается добавить, что у Вениамина Наумовича вся семья — музыканты. Скрипачкой стала его дочь Виктория. Ее сын Дмитрий — талантливый пианист и джазовый композитор (он, кстати, аккомпанирует скрипачу-деду). Сын Вениамина Наумовича, Валерий — альтист, выпускник той же Одесской консерватории, он выбрал путь эстрадного исполнителя. В конце 70-х — начале 80-х он играл в популярном в то время в Союзе ансамбле «Синяя птица», позднее создал свой ансамбль, концертировал с женой-пианисткой Светланой…

В архиве В.Н. Пронина мне интересны были и материалы из истории музыки, он давно и небезуспешно занимается поисками в этой области. Вот, например, пожелтевшая вырезка из «Вечерней Одессы»: на снимке, явно старинном, — струнный квартет чешских музыкантов, который дебютировал в Одессе в 1907 году. Из комментария к фотографии, подписанного В. Прониным, узнаем, что тогда музыкальная Одесса впервые услышала 1-й квартет Р. Глиэра и ля-минорный квартет чешского композитора Й. Сука. Чешские струнники концертировали в нашем городе много лет, а инициатива их приглашения исходила от профессора Франтишека Ступки, преподавателя консерватории и концертмейстера Одесского оперного театра. После 17 лет концертной и педагогической деятельности в Одессе Франтишек вернулся на родину, стал дирижером Чешской, а затем Моравской филармонии, ему присвоено было звание народного артиста ЧССР.

Вениамин Наумович с грустью и благодарностью вспоминал своих учителей и коллег, не только скрипачей. Ах, какие были в Одессе пианисты! Вот хотя бы незабвенная Эмилия Львовна Брейтман — солистка, концертмейстер и педагог. Она с пяти лет училась в классе Петра Соломоновича и в столь нежном возрасте уже аккомпанировала Бусе Гольдштейну, будущему лауреату международных конкурсов, также пятилетнему! Со временем Столярский сделал Милю Брейтман своим концертмейстером, а по сути — ассистентом, ибо она прекрасно освоила скрипку и помогала ему в работе с учениками. Во всех конкурсах, где участвовала М. Брейтман, она получала диплом лучшего концертмейстера. Пронин вспоминает, как однажды в зале консерватории, когда он исполнял в сопровождении фортепиано скрипичную пьесу Николая Ракова, вдруг погас свет. Миля продолжила аккомпанемент вслепую, хотя они были одними из первых исполнителей этой вещи, а времени для репетиций у пианистки было в обрез. Легендой для всей музыкальной Одессы была и Анна Захаровна Май. Благословенной памяти подвижницы.

В собрании нот Вениамина Наумовича есть произведения Д.Д. Шостаковича в ротапринтном варианте, еще официально не изданные. Они познакомились в 1969 году в Москве, где Пронин проходил стажировку у Ойстраха. Шостакович написал сонату на стихи Блока к 60-летию Давида Федоровича, и Вениамина, который возвращался в Одессу и не мог быть на премьере, пригласили в Большой зал консерватории на генеральную репетицию. Репетировали в узком составе, вспоминает он, в зале были Дмитрий Шостакович, Давид Ойстрах, Святослав Рихтер… После репетиции Пронин обратился к композитору с просьбой: он хотел бы иметь его новые инструментальные сочинения. Через некоторое время Шостакович прислал в Одессу письмо: партитура и вокал сонаты отправлены. А вскоре пришла бандероль с нотами, где на титульном листе слово «соната» заменено: это уже была «вокально-инструментальная сюита».

Из того, что сумел реализовать на своем жизненном пути девяностолетний музыкант, есть дела, которыми он по праву гордится. Одним из таких дел стал созданный по его инициативе струнный квартет, состав которого старые одесские меломаны, вероятно, помнят: В. Пронин, А. Зиссерман, М. Гринберг и А. Гуменник. Этот коллектив концертировал в нашем городе в течение 35 лет! Горд он и тем, что статью о Петре Соломоновиче Столярском редколлегия Советской музыкальной энциклопедии доверила редактировать именно ему, Вениамину Пронину.

На видном месте, на узком столике лежит футляр, с виду старинный. Там, конечно же, скрипка. Я спрашиваю, что за инструмент у него? Нет, говорит, не Амати и не Страдивари. Просто очень хорошая скрипка. Футляр — да, достаточно старый: когда-то Столярский приобрел в нем для Нюмы скрипку-тирольку, но он ее, к сожалению, уронил и разбил. Смеется: когда он уезжал из Одессы, его бывший студент, который оказался членом экспертной комиссии, определявшей, что можно вывозить за кордон, а что нет, разыграл удивление: «Я не ожидал, — сказал, — что у вас, маэстро, такой инструмент. Прямо ширпотреб какой-то!».

МАЭСТРО достает из футляра свою скрипку, упирает ее в подбородок, берет смычок. На дворе горячий полдень, и музыкант «без фрака», то есть в коротких шортах, майке и шлепанцах. Но голубой, невероятной яркости глаз горит, седые волосы наэлектризованы. Брамс! «Венгерский танец»!
Было опубликовано в “Окнах”, – еженедельном приложении к израильской газете “Вести”, 27 августа 2009 г.